Новое исследование полагает, что человеческие лица несут больше информации для социально активных людей, чем для тех, кто более замкнут. Результаты показывают, что экстраверты обращают больше внимания на лица людей, чем это делают интроверты. На самом деле, как оказалось, мозг интроверта не проводит никаких отличий между неодушевленными предметами и человеческими лицами.
Полученные результаты частично объясняют, почему экстраверты чаще ищут общества других людей, чем интроверты, или почему застенчивый человек предпочитает пообщаться с хорошей книгой, чем с группой друзей. Исследование также лишний раз подтверждает идею о том, что нейронные различия в мозге человека определяют его личность.
"Мы получили всего лишь очередное доказательство того, что личность – это не просто концепция психологии", - говорит ведущий специалист исследования Инна Фишман (Inna Fishman) из института биологических наук в Ла-Хойя, Калифорния. "Существует более широкая основа видимого человеческого поведения, причем различным типам личности соответствует разные нейронные базы".
Личность в мозгу
Существует много способов для того, чтобы описать характер человека – от разговорчивого и беспокойного до любящего работать и организованного. Психологи обнаружили, что многие черты часто идут рука об руку, поэтому они и сгруппировали их в пять основных всеобъемлющих категорий – экстраверсия, нейротизм, открытость опыту, сотрудничество, добросовестность.
Экстраверсия связана с тем, как человек взаимодействует с другими людьми. Экстраверты любят находиться в компании других людей и в целом получают удовольствие от социального окружения, в то время как у интровертов все обстоит совсем иначе. Предыдущие исследования также показали, что экстраверты, как правило, более напористые, они чаще испытывают положительные эмоции, и в целом они больше довольны своей жизнью.
Однако, никогда не проводилось исследований, изучающих то, являются ли экстраверты более чувствительными к "раздражителям" в социальных ситуациях, таким как лица. Чтобы выяснить это, Фишман и ее коллеги набрали для участия в эксперименте 28 людей в возрасте от 18 до 40 лет, и разделили их на группы – интроверт, переходная позиция и экстраверт. При этом активность мозга каждого участника фиксировали электроды, размещенные на их головах, то есть применялась техника, известная как электроэнцефалография (ЭЭГ).
Исследователи наблюдали за конкретными изменениями электрической активности мозга, известными как Р300. Данные изменения, как правило, проявляются в виде отклонений в ЭЭГ, которые могут быть вызваны, к примеру, изменениями в окружающей среде, к примеру, когда в комнате очень тихо, и вдруг кто-то внезапно чихает. Мозг реагирует на 300 миллисекунд раньше, чем человек осознает произошедшие изменения.
Чтобы вызвать эффект Р300 Фишман использовала метод, известный как "странная задача", при котором субъекты видят ряд очень похожих изображений, таких, как, к примеру, группу синих автомобилей, а затем, внезапно появляется изображение, которое полностью отличается от увиденных ранее, например, красный автомобиль.
В нынешнем эксперименте участникам показывали серию мужских лиц, среди которых иногда появлялось женское. Им также показывались фотографии фиолетовых цветов, среди которых время от времени появлялись желтые.
Лица или цветы?
Чем больше баллов человек набрал при прохождении теста на экстраверсию, тем сильнее была его реакция Р300 на человеческие лица. Другими словами, экстраверты обращают больше внимания на человеческие лица (Р300 можно рассматривать как индикатор человеческого внимания, или насколько быстро мозг реагирует на происходящие изменения).
Никакой связи не было обнаружено между реакцией Р300 и изображениями цветов среди экстравертов. Что касается интровертов, то в данном случае, реакция Р300 как на цветы, так и на человеческие лица была одинаковой. "Они просто не придают особого значения социальным стимулам, то есть человеческие лица для них такой же стимул, как и любой другой (в данном случае цветы)", - говорит Фишман.
"Это поддерживает утверждение о том, что интроверты, или их мозг, могут быть безразличны к людям, они могут принимать их или оставлять их. Мозг интроверта оценивает взаимодействие с другими людьми также, как если он контактирует с другой, нечеловеческой информацией, такой, как, к примеру, неодушевленные предметы", - продолжает Фишман.
Результаты убедительно доказывают, что человеческие лица, и люди в общем, значат гораздо больше для экстравертов.