В советские времена все в мире знали, что в СССР производят очень качественные ракетоносители и автоматы Калашникова. Однако, существовала еще одна сфера, в которой СССР делал продукты международного уровня – мультфильмы. Не существовало никакой промышленной гонки в то время, советская анимация создавалась для людей. Многие советские мультфильмы стали частью международного наследия анимации.
История советской анимации резко изменилась летом 1933 года, когда в Москве состоялся первый в истории фестиваль американских мультфильмов. Мультфильмы Уолта Диснея произвели огромное впечатление на советских людей, и даже Иосиф Сталин не остался равнодушным к анимационному искусству Диснея. Излишне говорить, что после этого советские власти решили создать нечто вроде "Микки Мауса СССР".
Легендарная студия Союзмультфильм открылась спустя три года после этого. Студия была копией американской студии Диснея с использованием производственного конвейера.
Советские мультфильмы появились как подражание диснеевским. Тем не менее, советским карикатуристам удалось достичь абсолютного совершенства в своем искусстве. Государство щедро поддерживало развитие индустрии, и художники могли себе позволить роскошь использовать для каждого мультфильма намного больше рисунков.
Во многих других странах, как правило, использовалось пять рисунков в секунду. В Советском Союзе для одной секунды мультика использовалось 12-24 рисунка. Таким образом, качество советской анимации было значительно выше, чем качество среднего западного мультфильма. Существовала еще одна деталь, которая делала советские мультфильмы настолько своеобразными.
"Такие мультфильмы, как "Том и Джерри" не пользовались особой популярностью в России. Герои в подобных мультиках не делали ничего, кроме как старались унизить друг друга любыми способами. В наших мультфильмах было гораздо меньше агрессии. Наши художники не стремились к созданию "экшена". Они хотели создать диалог со зрителем. Это не была догма, которая была им навязана, это была традиция, которая своим корнями уходит в русские народные сказки", - рассказывает Сергей Меринов, российский карикатурист.
Лучшие советские мультики "диснеевского периода", такие как "Золотая Антилопа" (1954) или "Снежная королева" (1957), несомненно могут быть отнесены к шедеврам международного анимационного искусства.
Хаяо Миядзаки (Hayao Miyazaki), признанный международный режиссер, отметил, что посмотрел "Снежную королеву" в непростой период своей жизни. Режиссер тогда решал, оставаться ему карикатуристом или нет. По его словам, после просмотра советского мультфильма он понял, что качественные мультики могут дотрагиваться до самых глубин человеческой души. Папа Римский Иоанн II рекомендовал советские мультики к просмотру всем детям. Он полагал, что эти мультфильмы научат детей добру и благу. Так как Папа родился и вырос в Польше, он, скорее всего, был хорошо знаком с лучшими творениями российского анимационного искусства.
Влияние мультфильмов Уолта Диснея было значительно ограничено в начале 1960-х годов. Золотой век советской анимации закончился с началом периода перестройки. Союзмульфильм, государственный монстр, развалился на десятки частных студий. Художники стали перед выбором: либо продолжать создавать искусство, либо начать зарабатывать деньги с помощью коммерческих проектов.
"В 1990-х годах большинство карикатуристов пытались создавать авторские мультфильмы. Они создавали мультики для взрослых в надежде принять участие в международных фестивалях. Большинство таких мультиков было о философии жизни, о ее смысле, о внутреннем мире человека. Никто не хотел сделать что-то для детей", - говорит Александр Герасимов, директор открытого фестиваля анимационного искусства в Суздале.
На самом деле, на фестивалях мультфильмов русские мультики присутствует практически ежегодно. Тем не менее, широкая общественность даже не знает о том, что они существуют. Новое завоевание российской аудитории было запущено в 2000-х годах, когда государство стало поддерживать развитие отечественной анимации. Самым первым и самым успешным проектом был "Гора самоцветов", он также стал самым крупным и самым сложным проектом в истории русской анимации.
Идея мультсериала заключается в том, чтобы рассказать детям о стране, в которой они живут. Каждая серия (в общей сложности их 100) – это короткий мультик, основанный на сказке об одной из наций, проживающих в России. К примеру, чтобы сделать серию на основе мордовской сказки, режиссер Сергей Меринов путешествовал по всей Мордовии в поиске необходимых материалов. В результате все получилось очень выразительно. Проект получил первую премию на фестивале Золотая панда в Китае.