Уже давно известно, что большинство мужчин чаще всего переживают относительно физической неверности их партнерш, нежели об их эмоциональной неверности. Женщины наоборот, причем это верно для женщин и мужчин всех национальностей. Господствующая теория в данном случае объясняет эту разницу с эволюционной точки зрения: мужчины так беспокоятся именно о физическом аспекте измены из-за того, что они никогда не могут быть до конца уверены в том, что именно они являются отцами своих детей, женщины же беспокоятся о том, чтобы возле них всегда был надежный человек, ориентированный на семью.
Новое исследование предлагает альтернативное объяснение. Оно не ставит под сомнение фундаментальные гендерные различия в отношении ревности, более того, оно даже добавляет фактов в поддержку ранее известной теории. Однако, новое исследование предполагает, что данная разница уходит своими корнями в индивидуальные различия личности, которая формируется в результате "истории отношений" того или иного человека.
Психологи университета штата Пенсильвания Кеннет Леви (Kenneth Levy) и Кристен Келли (Kristen Kelly) сомневались в некоторой степени в эволюционном объяснении, поскольку существует большое количество мужчин, как впрочем и женщин, считающих эмоциональную неверность большим предательством, чем сексуальную связь с другим человеком. Почему это так? Исследователи подозревают, что, возможно, это связано с доверием и эмоциональной привязанностью. Некоторые люди, и мужчины, и женщины, более эмоционально привязаны к своим половинкам, в то время как другие относятся более пренебрежительно к необходимости близкой эмоциональной привязанности.
Психологи видят эту компульсивную уверенность в своих силах как оборонительную стратегию, защиту от глубинного чувства уязвимости. Леви и Келли предположили, что таких людей будет, как правило, связывать сексуальные аспекты взаимоотношений, а не эмоциональная близость. Как это делалось и в более ранних исследованиях на данную тематику, психологи попросили мужчин и женщин отметить то, что их беспокоит больше – сексуальная или эмоциональная неверность. Кроме того, все участники эксперимента прошли особый тест, который содержал стандартные и проверенные временем методики на выявление стиля привязанности в любовных отношениях.
Полученные результаты подтвердили гипотезу ученых. Как отметили Леви и Келли в журнале Psychological Science, те люди, которые соответствовали сексуальному типу привязанности (а это те, кто свою автономию ставил выше обязательств перед партнером), гораздо сильнее расстраивались из-за сексуальной неверности. И наоборот, люди, относящиеся к эмоциональному типу привязанности, включая и мужчин, чаще расстраивались из-за эмоционального предательства.
Ученые утверждают, что полученные результаты означают, что психологические и культурно-экологические механизмы, лежащие в основе половых отличий ревности, возможно, более значимы, чем считалось ранее, а само понятие ревности можно рассматривать с различных углов, а не лишь с некоторых, как полагалось в более ранних исследованиях.
Более того, соотношение ревности с типом привязанности подчеркивает важность тонкого подхода к этому вопросу, указывает на новые возможности для исследований и предполагает, что «продвижение» эмоциональной привязанности в отношениях может быть эффективным средством уменьшения сексуальной ревности, которая способствует появлению насилия в семье.