Пожалуй, Чарльз Дарвин (Charles Darwin) едва ли не единственный ученый, о котором знают все. Его революционные идеи о происхождении видов приняли далеко не все, особенно церковь, а его теорию естественного отбора признали только в 20-ом веке. Тем не менее, даже через полтора столетия, человечеству есть еще чему поучиться у автора теории об эволюции. В середине 19-ого века Дарвин вырастил "тропический рай" на острове, и сегодня его примеру могут последовать земляне в освоении поверхности Марса.
Во время своего знаменитого путешествия на корабле "Бигль", Дарвин посетил остров Вознесения. Тогда остров, расположенный между Южной Америкой и Африкой, был важным перевалочным пунктом в Атлантическом океане, а в начале 19 века его использовали для наблюдений за сосланным Наполеоном. Несмотря на его важность, на острове были скудные запасы воды, и Дарвин вместе со своим другом-ботаником Джозефом Хукером (Joseph Hooker) решил изменить ситуацию. По мнению Дэвида Кэтлинга (David Catling) из университета Вашингтона в Сиэтле, биографа Дарвина, последний хотел создать на вулканическом острове "Маленькую Англию", покрытую буйной растительностью.
В 1847 году Дарвин уговорил Хукера попросить его отца – директора королевского ботанического сада Кью Гарденс (Kew Gardens) – выслать им на остров саженцы деревьев. Дарвин надеялся, что они предупредят эрозию и уменьшат испарение. Начиная с 1850 года, к острову привозили на кораблях растения из Европы, Южной Африки, и Аргентины, а в 70-х годах 19-ого века появились там и эвкалипты, сосны с острова Норфолк, бамбук, и банановое дерево.
Сегодня на острове Вознесения зеленеет влажный тропический лес, причем многие из этих видов растений в природной среде не растут рядом. Без помощи Дарвина понадобились бы миллионы лет для естественного появления леса. Когда ученый сажал растения, он и подумать не мог, что почти через два столетия его труд станет доказательством того, что человек может менять природную среду без ущерба для нее.
Такую же систему создания зеленых лесов можно использовать и в освоении Марса. Вместо того, чтобы пытаться улучшить природную среду силой, лучше дать возможность растениям самим найти свой путь.