Пожалуй, одно из самых спорных и, в то же время, одно из наиболее популярных направлений в современной науке – это поиск сигналов от внеземных цивилизаций, которым в мире руководит достаточно небольшая группа астрономов. И хотя это занятие долгое время считалось абсолютно неблагодарным, ситуация в современной астрономии, кажется, начала меняться. Поскольку исследователи уже давно ищут ответ на главный, но, фактически, гипотетический вопрос, они уже привыкли к нападкам критиков и недоброжелателей, ставящих под сомнение саму необходимость этого вида деятельности и, конечно же, соответствующих инвестиций.
Однако, по мнению многих ученых, помимо удовлетворения векового любопытства всего человечества, ответ на вопрос "одни ли мы во Вселенной?" может иметь глубокий культурный и теологический эффект. Ответ на этот вопрос способен заставить человека пересмотреть свое место во Вселенной и поставить роль религии под сомнение. Недавний скачок в развитии астрономии, который произошел благодаря стремительному развитию технической мощи землян, не оставляет сомнений: с этим эффектом нам придется столкнуться довольно скоро.
Ученые: встреча с инопланетянами состоится в ближайшие 20 лет
Совсем недавно в Вашингтоне состоялась встреча членов Американской ассоциации содействия развитию науки (American Association for the Advancement of Science(AAAS)), на которой присутствующие ученые разделились на два непримиримых лагеря – на сторонников теории существования внеземных цивилизаций и на ее противников.
Сет Шостак (Seth Shostak) из института по проблемам поиска внеземных цивилизаций (Search for Extraterrestrial Intelligence institute), Маунтин-Вью, Калифорния, активно отстаивал позиции сторонников существования инопланетян. Он подчеркнул, что количество исследователей, использующих с каждым днем все более совершенствующуюся аппаратуру и радиотелескопы, увеличивается в геометрической прогрессии. И, по словам Шостака, контакт с представителями внеземной жизни неизбежен. Ученый считает, что это революционное событие состоится в течение ближайших двадцати лет. Чтобы не быть голословным, можно сказать, что количество обсерваторий, "сканирующих" космическое пространство вокруг нашей планеты и даже заглядывающих в далекий космос за последние два года увеличилось больше, чем за предыдущие пятьдесят лет исследований.
Говард Смит (Howard Smith) из Гарвард-Смитсоновского центра астрофизики (Harvard-Smithsonian Center for Astrophysics) отстаивал, напротив, свой абсолютно пессимистичный и весьма суровый взгляд на этот вопрос. Он дважды повторил жесткий тезис по поводу возможности существования внеземных цивилизаций: "Никого там нет!". Смит считает существование разумной жизни еще где-то кроме нашей планеты немыслимым и заявляет, что именно поэтому "мы вряд ли кого-нибудь найдем!"
Волшебство и парадокс Ферми
Недостаток гипотезы Смита заключается, в первую очередь, в том, что от нее попахивает докоперниковской эпохой. Тогда считалось, что Земле создателем уготовано особое место во Вселенной. Его выводы плавно перетекают в идею божественного происхождения нашей планеты и всего живого на ней. И, в контексте всего вышесказанного, Смит еще раз подчеркнул уникальную роль человека именно на этой планете. "Скорее всего, мы – одни, и только нам придется разбираться со своими проблемами на Земле", - сказал он.
Однако астрономические исследования и открытия, совершенные за последние 400 лет, подтверждают известный Принцип Коперника, утверждающий рядовое положение Земли во Вселенной. Иными словами, ни Земля, ни Солнце, ни наша галактика никак не выделены во Вселенной, а являются лишь рядовыми объектами в этом безграничном пространстве, одними из мириады других таких же объектов. Буквально недавно, за небольшой промежуток времени, как бы в подтверждение Принципа Кеплера, американский космический телескоп "Кеплер" обнаружил еще 1200 планет, вращающихся по орбитам вокруг своих звезд.
Противники Принципа Кеплера выдвигают, как исходный аргумент, Парадокс Ферми, который предложил сам физик – Энрико Ферми. Еще в середине прошлого века этот великий ученый подверг сомнению гипотезу существования в космосе планеты, подобной нашей. В качестве доказательства Ферми предложил специальную формулу, называемую уравнением Дрейка. Так вот согласно этому уравнению, число миров во вселенной, на которых могла бы существовать разумная жизнь, просто невероятно огромно. А сам парадокс заключается в том, что при таком огромном количестве братьев по разуму во Вселенной мы неминуемо должны были бы уже наладить с ними контакт.
Невзирая на огромное количество открытых за последнее время экзопланет (то есть, планет вне пределов нашей солнечной системы, вращающихся по орбите вокруг своих звезд), Смит продолжал настаивать на несостоятельности надежд обнаружить на них признаки разумной жизни. Шостак, в свою очередь, привел экстраполированные данные, полученные благодаря телескопу "Кеплер", согласно которым во Вселенной существует как минимум десять миллиардов триллионов планет, подобных нашей Земле. Он даже воскликнул: "Проще представить, что существует волшебство, чем то, что не существует разумная инопланетная жизнь!"
Существует ли пресловутая космическая угроза?
Смит, ярый приверженец Парадокса Ферми, выдвигал и другие доказательства в пользу гипотезы уникальности Земли во Вселенной. Так он утверждал, что если бы вокруг нас существовали сверхразвитые цивилизации, способные путешествовать со скоростью, большей, чем скорость света, они давно бы нас посетили. А принимая во внимание всю историю человеческой цивилизации, легко представить, что многие из них вряд ли были бы настроены дружелюбно по отношению к землянам. И в этом случае велика вероятность захвата Земли и ее последующей колонизации каким-нибудь из миров, обитающих в бесконечных просторах нашей Вселенной. По сути дела, ее уже давным-давно бы захватили! Таким образом, если и существуют какие-либо разумные миры во Вселенной, они вовсе не настолько умны, как их пытаются представить, заключил Смит.
Вероятно, этот спор среди ученых продолжался бы еще довольно долго, если бы их не прервал всеми уважаемый научный историк из Гарварда, профессор Оуэн Джинджерич (Owen Gingerich). Он охладил пыл профессора Смита, выдвинув вполне здравую идею: "Мы не вправе делать выводы о существовании множества враждебных цивилизаций во Вселенной на примере лишь одного известного нам разумного вида – человечества."
Невзирая на выпады противников Принципа Коперника, в целом встреча настроила ученых весьма оптимистично, дав понять, что человечество как никогда ранее близко подошло ко встрече с внеземными цивилизациями. По крайней мере, шансы на это очень высоки. И, возможно, совсем скоро земляне получат сигнал с какой-нибудь далекой планеты (при условии, конечно, что инопланетяне также пользуются радиосвязью или оптическими способами передачи сигналов). Но что нас ожидает потом?!
Чей Бог сильнее?!
Оптимизм ученых, утверждающих, что совсем скоро мы получим пресловутый сигнал, был несколько охлажден тем фактом, что сигнал этот, мы, скорее всего, не сможем прочесть и понять. Землянам необходимо строительство новых, еще более совершенных радиотелескопов, которые будут охватывать гораздо большую часть космоса и улавливать гораздо более широкий спектр радиоволн. И даже когда такое оборудование у нас появится, декодирование полученных сигналов может продолжаться не одно десятилетие.
И пусть даже мы не одни во Вселенной. Это знание прямо сейчас нам ничего не дает. Лишь со временем оно способно изменить взгляды большинства людей, заставив их признать правильность Принципа Коперника и пересмотреть свое видение мира. Однако участники AAAS уже сегодня задумались над тем, какое влияние окажет на мировые религии встреча с неземными цивилизациями. Многочисленные опросы в свое время показали, что лишь десять процентов верующих считают, что такой контакт способен поставить под сомнение их веру в Бога. Еще бы – даже популярный в Америке евангелист, Билли Грэхэм (Billy Graham) признается, что верит во внеземные цивилизации!
В то же самое время, как отметил Нидхэл Гессум (Nidhal Guessoum) из Американского Университета в Шардже (Объединенные Арабские Эмираты), учение Ислама далеко не однозначно выражает свою точку зрения на этот вопрос. Коран утверждает, что, поскольку Аллах всемогущ, он постоянно творит свои чудеса в окружающем нас мире. Коран описывает Аллаха как "Владыку Мира", а это подразумевает, что где-то там могут существовать другие, подобные Земле, обитаемые миры. Таким образом, вряд ли открытие других миров пошатнет веру настоящего исламиста./p>
С другой стороны, Гессум отметил, что в Коране присутствует тот же момент, что и в христианстве – раз люди являются божьими созданиями, созданными по его образу и подобию, то им уготовано центральное место во Вселенной. Следовательно, и Землю Аллах расположил в центре Вселенной.
"Испытание яблоком"
Как это ни странно звучит, признание существования инопланетян христианами представляется более проблематичным, чем представителями других конфессий. В "изгнании из ада" – сцене из "Книги Бытия", все мироздание было проклято Богом из-за Первородного Греха, совершенного Адамом и Евой (собственно, идея католицизма также зиждется на этом событии). Разумное существо, жившее десять тысяч лет тому назад, возможно, не обрадовалось бы такому представлению истории Вселенной. Вы только представьте себе: священник уговаривает пришельца с другой планеты, что тот обречен на гибель, страшный суд и адские муки только потому, что одно худощавое голое двуногое существо, жившее на одной из миллиарда планет, вступило в половую связь с другим голым двуногим существом, обменявшись с ним семенной жидкостью!
Сущность Христианства объясняется искуплением, которое произошло благодаря принесению в жертву Богу его же собственного сына. И так как инопланетяне вряд ли будут похожи на детей Адама и Евы (едва ли они вообще будут иметь человекоподобный облик!), значит ли это, что представители других планет должны спасать свою душу как-то отдельно? А может быть они, в отличие от Адама и Евы, в свое время прошли успешно "испытание яблоком" в райском саду?
Ученые продолжали бы этот диспут до бесконечности, если бы слово не взяла Дженнифер Вайсман (Jennifer Wiseman), американский астрономом из центра космических полетов имени Годдарда (Goddard Space Flight Center). Женщина, в свойственной американцам оптимистической манере, заключила, что открытие других разумных цивилизаций во Вселенной только подчеркнет величие Господа Бога: "В этом случае мы получили бы возможность взглянуть на мироздание гораздо шире, а это объединило бы воедино все религиозные и нерелигиозные идеи". Что же, по-видимому, дело идет к тому, что самым первым вопросом, который зададут земляне пришельцам из космоса будет: "А вы верите в Бога?"