Самоконтроль может быть секретом успеха, как убедительно показали новые исследования. Ученые попытались проследить за жизнью 1000 людей от рождения до 32 лет и выяснили, что дети, которые еще в раннем возрасте умеют владеть собой и контролировать свое поведение, не только с наименьшей вероятностью могут быть подвержены различным зависимостям или совершать преступления в будущем, но также являются более здоровыми и счастливыми, чем их более импульсивные ровесники.
Проблемы, которые всплывают у взрослых, например, пристрастие к курению или нежелательная беременность, могут быть объяснены тем, что практически в половине подобных случаев эти люди не умели себя контролировать в детстве. Дети, которых, к примеру, было легко расстроить, у которых не было достаточно настойчивости в достижении целей или выполнения каких-то задач и не было терпения постоять в очереди, в три раза больше имели вероятность стать бедными, зависимыми или родителями-одиночками и при этом иметь множество проблем со здоровьем во взрослом возрасте по сравнению с теми, кто вел себя более осознанно до 3 лет.
"Это очень важное исследование, которое открывает нам глаза на то, что существуют связь между различными факторами, которые определяют наше направление в жизни", - говорит Марта Фара (Martha Farah), директор Центра Нейрологии и Общества при Университете Пенсильвании (Center for Neuroscience and Society at the University of Pennsylvania). "Это еще раз подчеркивает, насколько важно уметь контролировать себя".
Это исследование подтверждает результаты другого известного исследования, проведенного в Стэнфорде, когда маленьких детей попросили в течение долгих 15 минут не трогать зефир, который положили прямо напротив них, чтобы потом получить целых два. Те, кто справился с заданием, набрали в среднем на 210 очков больше при сдаче Стэнфордского экзамена SAT, чем те, кто был менее терпеливым. Примерно одна треть из 4-6 летних участников эксперимента смогли устоять перед сладким искушением, то есть самоконтроль у них был на должном уровне. В результате все эти дети в будущем стали успешными.
В новом исследовании Терри Моффит (Terrie Moffit), психолог из Университета Дьюка (Duke University), и ее коллеги попробовали анализировать уровень самоконтроля во множестве случаев, получая данные от родителей и учителей, а также персонала, принимавшего участие в исследовании и работавшего с детьми. "У детей продолжительность концентрации разная, и каждый из них может быть расстроен чем-то рано или поздно", - говорит она. "Но результаты наших исследований показали, что у ребенка выявляется низкий уровень самоконтроля, только если это подтверждено разными методами и разными людьми в разных ситуациях".
Во взрослом возрасте, дети, которые демонстрировали самые высокие показатели самоконтроля, в значительно меньшей степени были подвержены развитию заболеваний (11 процентов из них), по сравнению с детьми, которым было очень трудно контролировать себя (27 процентов). Также они были меньше подвержены различным зависимостям (3 процента против 10).
Всего 10 процентов из хорошо контролирующих себя детей в будущем имели низкие уровни дохода – менее 20 тысяч долларов в год по сравнению с другой группой: их импульсивные ровесники не умели хорошо зарабатывать в 32 процентах случаев. 43 процента детей с плохой дисциплиной имели уголовное прошлое к 32 годам, из тех, кто был наиболее послушным – только 13 процентов. 58 процентов детей из группы с низким самоконтролем стали в будущем родителями-одиночками, во второй группе таких было всего 26 процентов.
В предыдущем исследовании выяснилось, что импульсивность и бесконтрольное поведение более присуще детям, у которых случились серьезные потери, травмы или они были жертвами насилия. "Если вы сталкиваетесь с отрицательным опытом, это включает ответные стрессовые реакции", - говорит доктор Брюс Перри (Bruce Perry), профессор психиатрии из Северо-западного Университета (Northwestern University). Он объясняет, что стресс может плохо сказаться на развитии головного мозга ребенка, в частности той зоны, которая отвечает за самоконтроль. "Если у вас низкий самоконтроль, вам будет сложнее учиться в школе, вы чаще будете неудовлетворенны чем-либо, что может привести к различным социальным проблемам, а также к проблемам с законом".
Исследование Моффит также обнаружило, что детей с плохом самоконтролем было больше в более бедных семьях, чем в обеспеченных, однако эта разница незначительна. На самом деле дети из бедных семей, у которых был хороший уровень самоконтроля, в будущем становились более успешными и богатыми.
Не удивительно, что многие проблемы с самодисциплиной, которые привели к плохим условиям жизни в будущем, имели место в подростковом возрасте: подростки которые не умели себя контролировать в детстве, в этом возрасте делали больше всего ошибок. И даже те, у кого были проблемы с дисциплиной в детстве, которые смогли избежать курения, наркотиков и алкогольной зависимости в подростковом возрасте, не смогли настолько же преуспеть в жизни в будущем по сравнению с теми, кто в детстве вел себя иначе.
"Пробы и ошибки – это нормально для жизни подростка", - говорит Моффит. "Однако подростки, у которых хороший самоконтроль, пробуют что-то, имея определенную цель, они прекрасно понимают, где они получат необходимый жизненный опыт, а где таится настоящая опасность. Я уверена, что подросткам следует объяснить, в чем тут разница".
Сейчас изучается вопрос, как помочь детям стать более дисциплинированными, однако исследователи считают, что одного подхода не достаточно. Наиболее эффективные программы небольшие и направлены исключительно на то, чтобы научить ребенка самоконтролю, однако они не могут помочь бороться с агрессией, зависимостями и другими проблемами.
Интересно, что 7 процентов детей в ходе исследований Моффит смогли значительно улучшить уровень самоконтроля. Это дает понять, что изменения в поведении возможны, однако исследователи не знают точно, как и почему это произошло. "Возможно, некоторые дети ходили в школу, которая требовала жесткой дисциплины и ставила акцент на достижении целей. Может быть, у некоторых из них наблюдались перемены в семье, например, родители поменяли свой семейный статус, что заставило ребенка стать более дисциплинированным", – сказала Моффит.
"У нас есть серьезные культурные убеждения о дисциплине и самоконтроле – важно думать о будущем и, при этом, ежедневно работать. Исследование показало, что в этом есть разумное зерно. Самоконтроль, главные аспекты которого – это отсроченное вознаграждение и упорство, могут принести огромную пользу".