Ответ на вопрос о том, являемся ли мы единственными разумными существами во Вселенной или нет, никому достоверно неизвестен, но большинство подозревают, что все-таки нет. Причем, не только потому что весьма вероятно, что существует и другая продвинутая форма жизни где-то, но и потому что это очень увлекательная тема для обсуждения, так как отлично стимулирует наше воображение. Однако, представляя себе как подобная форма жизни может выглядеть и как вести себя, мы легко делаем ряд различных предположений, некоторые из которых выглядят просто нелепо.
Общая идея о том, как внеземные существа должны выглядеть в значительной степени определяется изображениями искусства и развлечениями, которые так или иначе, были созданы для удобства использования в повествовательных целях в угрозу правдоподобию. Если мы живем в мультивселенной, то практически любой вид жизни может существовать в определенной точке.
Но давайте представим себе, что человечество находится на пороге первого контакта с конкретным видом и цивилизацией, которая живет на планете, расположенной близко к нашей. Что мы можем, а что нет предположить о них? Что нас должно интересовать в них? Давайте изучим в духе спекуляций целый ряд факторов, о которых следует задуматься, а также поймем, как они связаны с научной фантастикой и реальной наукой.
10. Внешний вид?
Речь идет не просто о том, что мы представляем, будто они выглядят как гуманоиды (стоят на двух ногах, две конечности выходят из верхней части туловища, на голове есть нос, рот, уши и глаза), а о том, что они полностью ведут себя как земляне. Даже когда мы пытаемся воссоздать их отличными от типичного гуманоидного вида, каким их представляет научная фантастика, мы все равно связываем их морфологию с фауной Земли: рептилиями, ракообразными или в худшем случае с насекомыми, размерами с человека или чуть больше.
Смысл в этом на самом деле есть. Если мы начинаем строить наши представления о внеземной жизни с ноля, мы делаем антропологические предположения об их морфологии. В конце концов, мы единственный разумный вид, поэтому и представляем себе инопланетян именно человекоподобными.
Во-первых, мы полагаем, что любой разумный вид должен обладать биохимией, похожей на нашу. Впоследствии полученная форма жизни должна была достичь многоклеточного уровня, чтобы суметь развить мозговую систему. Более того, должен развиться скелет для того, чтобы справляться с гравитацией, а тело должно вырасти до минимальных размеров, чтобы мозг смог развиться до такого уровня познания, каким можем наслаждаться мы.
Они должны обладать, как минимум парой конечностей, чтобы передвигаться и еще одной парой, чтобы пользоваться инструментами. Они также должны обладать "набором чувств", чтобы взаимодействовать с окружающим миром, они должны иметь крупное тело и быть достаточно сильными, чтобы преуспевать в своей экосистеме. В конце концов, они должны мыслить вне рамок.
Мы основываемся на том, что их мир похож на наш, и что эволюция сделала его биоразнообразие подобно нашему. Но они не должны быть одного с нами размера. Мы вполне допускаем, что разумные инопланетяне могут быть, а могут и не быть размером с небольшое здание или размером с грузовой поезд. Они не обязаны иметь такие же головы и конечности, как наши, они даже не обязаны обладать кожей, похожей на нашу, она может быть сделана из целлюлозы или каких-либо экзотических соединений.
Еще более интересно было бы созерцать внеземные формы жизни, которые не разделяют вообще нашу биохимию. Возникали предположения, что, к примеру, существа, в основе которых был кремний, обладали бы кристаллической структурой, а жили бы они в местах с высокой температурой, хотя биохимия кремния не такая гибкая и не так расположена к жизни как биохимия углерода.
9. Энергия?
Независимо от формы и внешнего вида, инопланетяне нуждаются в источнике энергии для того, чтобы жить, это мы знаем, по крайней мере, исходя из законов физики нашей Вселенной. Но что же это может быть за энергия? Эволюция – это очень мощная сила, но вряд ли есть существа со встроенными ядрами, скачущие вокруг атомов водорода. Тем не менее, данная переменная сильно зависит от многочисленных эффектов и биохимии, ее невозможно оставить без обсуждения.
Учитывая наличие элементов, входящих в состав соединений, из которых состоим мы, не будет преувеличением полагать, что существуют инопланетяне, диета которых похожа по химии на нашу. Но то, что они едят, определяет их особенности и черты, начиная от их анатомии и социальной жизни и закачивая их экономикой и отношением к другим формам жизни.
Рассматривают ли они нас как добычу, как хищников, как конкурентов, как интрузивных земных жителей вкусной планеты, как пустую трату драгоценного железа и других минералов нашей кровью или же как противные экскременты? Или наоборот, это их диета делает их по сути отвратительными и нежелательными для нас (скажем, если это диета на основе аммиака)? Покидают ли они свою планету в поисках пищи, или же их планета полна продовольственным разнообразием, а покидают они ее из-за того, что их альтруистические сердца хотят накормить страждущих?
Другой интересный, но не менее значимый и связанный с энергетикой вопрос, это насколько мощна их инфраструктура и технологии. Что они делают, чтобы держать на плаву свои возможные суда или поддерживать электричество, можем ли мы это применить к нашим технологиям? Является ли она эффективней чем наша или нет? Все это те вопросы, ответов на которые пока нет.
8. Какова их история?
Жизнь зародилась приблизительно 3,5 миллиарда лет назад, когда жил наш последний универсальный предок. Весь путь к сегодняшнему дню сопровождался стихийными бедствиями, гигантскими динозаврами, ранними империями, религиями, нациями, флотами, колонизациями, мировыми войнами и холодной войной.
Это все, за что мы сами ответственны, чем мы гордимся и за что нам стыдно, но, безусловно, наша история очень интересна. Что они могут нам рассказать? Связана ли их эволюция с таким же разнообразием форм жизни, как наша? Если да, то сталкивается ли их планета, к примеру, с такими событиями, как вымирание видов? А их цивилизация распадается на разные народы? Если да, то удается ли им успешно регулировать все это?
Опять же, способ, который они захотят использовать для сближения с нами, будет определен их историей. Общество, не привыкшее к насилию, может быть доброжелательным по ошибке, почти наивным при первом взаимодействии с другими разумными обществами. С другой стороны, они также могут быть чрезвычайно осторожными, понимая, что не все цивилизации рассматривают концепцию гармонии с такой преданностью.
С другой стороны, общество, которое привыкло к конфликту, вероятно, разработает более сложные аппараты в дипломатии и в военных подходах. Нам остается только догадываться, в какой степени и на что они будут опираться. Некоторые полагают, что если мы когда-нибудь вступим в контакт с цивилизацией, которая превосходит нас или, как минимум, похожа на нас, то, судя по итогам наиболее значимых встреч между двумя обществами, вполне вероятно, что доминировать будет высшая цивилизация путем сочетания жесткой силы (принуждения) и мягкой силы (убеждения).
7. Наши ожидания?
Мы надеемся, что любой контакт с инопланетными существами будет иметь взаимовыгодный результат – научное сотрудничество, освоение космоса, совместное использование ресурсов, и, возможно, общее искусство. Естественно, мы также рассматриваем различные негативные последствия, связанные с их возможным применением насилия в отношении нас. Но только потому, что они могут не использовать насилия, не означает, что они не подчинят нас.
Мы сами зачастую используем растения и животных для собственного самосохранения, и хотя некоторые из нас прикладывают усилия для того, чтобы улучшилось отношение к животным, факт остается фактом: условия их жизни зависят от нашей воли, независимо от того, знают они об этом или нет.
Может быть, более развитая цивилизация захочет в некотором роде использовать нас, знаем мы об этом или нет. Может быть они, как и мы, постоянно находятся в ожидании связи с высшей расой, поэтому они неподготовлены и боятся быть сбитыми с толку, так же как и мы? Многие ученые полагают, что находиться в постоянном ожидании контакта с инопланетянами, это не то, чем должно заниматься человечество. Вполне вероятно, что инопланетяне также опасаются их первого контакта с нами, как и мы с ними.
6. Насколько они умны?
К сожалению, уровень наших рассуждений о возможностях других разумных существ, ограничен нашим собственным интеллектом. Если они умнее нас, то мы можем представить себе, что они являются более опытными в области науки и техники. Также как, к примеру, неандертальцы представляли себе (если они вообще умели представлять) более сложных существ, которые были лучшими охотниками и производителями инструментов, будучи не в состоянии представить себе искусство, дипломатию, метафизику или семантику.
Какие концепции, которые мы даже не можем начать постигать, более развитый интеллект мог создать, независимо от того, насколько ушла вперед наша наука и техника? Какой уровень понимания жизни присутствует у них?
Опять же, возвращаясь к аналогии с неандертальцами, представьте себе, что мы вступаем в контакт с расой, которая также интеллектуально развита, как неандертальцы: они поймут встречу с нами совсем не так, как поймем ее мы. Они ограничены их мозгом и не поймут наши усилия, направленные на общение с ними, между тем, мы тоже очень расстроимся и разочаруемся, так как наше взаимодействие окажется бесплодным.
Теперь представьте, что мы вступаем в контакт с расой, которая гораздо умнее нас, настолько умнее, что мы им покажемся неандертальцами. Будут ли они разочарованы нашей неспособностью сделать или понять то, что они могут сделать и понять? Или все же есть минимальный уровень интеллекта, которого мы уже достигли, посредством которого возможны все формы коммуникации.
Концепция космицизма, разработанная писателем-фантастом Говардом Лавкрафтом, определенным образом связана с этим вопросом, так как он описывает неспособность человечества понять высшие силы, которые правят Вселенной, и предпологает, что величина этих сил делает нас незначительными в великой схеме вещей.
5. Развитый искусственный интеллект?
Это довольно распространенный вопрос, который периодически всплывает в произведениях научной фантастики, однако, не менее значимую роль он играет и в художественной литературе. Мы знаем, опять же не без помощи научной фантастики, что существует риск развития искусственного интеллекта, который не будет действовать в интересах человечества, и который будет представлять угрозу нашему существованию. Это может звучать, как слишком преувеличенный прогноз, но, тем не менее, на самом деле существует реальная организация, занимающаяся развитием искусственного интеллекта, известная как Singularity Institute.
К сожалению, у нас нет контроля над тем, что будут делать цивилизации, контакта с которыми у нас не было, поэтому есть вероятность того, что где-то разрабатывается искусственный интеллект, или он уже разработан. Вероятность развития такого сценария достаточно низкая и очень маловероятно, что это может представлять угрозу для нашего существования.
4. Познание и эмоции?
Независимо от уровня их интеллекта, мы не можем полагать, что инопланетяне думают так же, как и мы. Мы не можем утверждать, что их память работает так же, как и наша, или что они имеют те же понятия о себе, что и мы, или что они общаются так же, как и мы, или же, что они рассматривают пространство и время так, как это делает человек. Вас может удивить, насколько наши когнитивные процессы могут варьироваться в зависимости от культуры.
К примеру, чего только стоит народ пираха, проживающий в бразильской Амазонии и слова Карла Сагана (Carl Sagan): "самая простая мысль имеет сложное логическое обоснование". Когда людей пираха попросили подсчитать количество объектов, оказалось, что они имеют очень ограниченное понятие о счете, потому как используют только три слова – фразы для обозначения суммы, эквивалентные "примерно один", "больше, чем один" и "много".
Это такие же человеческие существа, как мы с вами, которые также физически развивались и жили в той же среде, но колоссальная разница очевидна, которая, вероятно, присутствует между нами и инопланетянами. Умение считать не является единственной возможной разницей.
Не менее интригует и идея о том, что они могут чувствовать и переживать эмоции не так, как это делаем мы. Многие наши эмоции, предположительно, являются побочными продуктами эволюции, и так, как мы переживаем их, сформировало нашу собственную, уникальную эволюционную историю. Вполне возможно, что независимо от того, с какой внеземной цивилизацией мы вступим в контакт, они не поймут нашего смеха, не почувствуют злобу, страх или панику. С другой стороны, они, возможно, переживают эмоции, которые мы еще даже не начали постигать. Это значительно усложняет межпланетную дипломатию.
3. Знания о Вселенной?
Возможно ли, что внеземные цивилизации являются лишь одной из немногих вещей, о которых мы не знаем в нашей Вселенной? Предположительно, некоторые цивилизации вне уже знают многое, если не все ("теория всего"), причем понимают это в гораздо более сложной степени, чем мы. Причем, возможно им уже удалось выяснить природу темной материи и темной энергии, вероятно, они создали грандиозную картографическую базу Вселенной, и знают о том, где в ней есть жизнь.
Некоторые из этих цивилизаций может быть даже понимают, как использовать топологию пространство – время в своих интересах (тема, которая будоражит умы человечества уже на протяжении многих десятилетий). Их желание поделиться с нами своими знаниями и технологиями, несомненно, принесет нам огромную пользу.
Однако, как уже говорилось, вполне возможно, что мы просто слишком ограничены в интеллекте для понимания того, на что способна другая цивилизация. Тем не менее, очевидно, что люди не останавливаются в своем развитии, и существует вероятность того, что у нас появятся более интеллектуальные виды, или, по крайней мере, люди станут более интеллектуально развиты спустя несколько тысяч лет или даже больше.
2. Продолжительность жизни?
Угрозы жизни варьируются от местного уровня (к примеру, чума) до универсального (к примеру, большой взрыв), никто при этом не застрахован от них. Действительно, чем грандиознее по масштабам угроза, тем более потенциально неизбежной она может быть. Мы можем искоренить болезнь или предотвратить ядерную катастрофу, но мы не сможем защититься от гамма-всплесков или от взрыва сверхновых, сеющих хаос.
Это кажется неосуществимым, однако, даже они выглядят тривиально по сравнению с возможностью вымирания или переходом планеты в состояние, непригодное для жизни. Это может произойти через 97 триллионов лет, когда звезды перестанут сливаться, или 1034 года спустя, когда начнут гнить протоны, или через 10100 лет, когда останутся только фотоны, а может это произойдет в любой день, когда мы вдруг окажемся в "ложно-вакуумном" состоянии.
На самом деле, любая разумная форма жизни хочет продлить свое существование на неопределенный срок. Какие шаги могут предпринять другие цивилизации, чтобы увеличить свою жизнь?
Не так давно, когда наиболее вероятным концом света считался сценарий Большого Сжатия, физик Фрэнк Типлер (Frank Tipler) предложил выход из проблемы путем создания невероятно мощного компьютера, который поглотил бы всю энергию, освобожденную в результате Большого Сжатия.
С этой энергией, по его утверждению, компьютер сможет вернуть к жизни все, что когда-либо существовало. В самый последний момент объективного времени, компьютер сможет создать бесконечное количество "субъективного" времени, в котором он сможет эмулировать все возможные квантовые состояния Вселенной, в том числе и каждую форму жизни, которая когда-либо существовала.
1. Где они?
В рамках нашего узкого представления о том, на каких планетах еще может существовать жизнь, а также с помощью зеленых технологий, нам уже удалось обнаружить несколько звездных систем с одной или двумя планетами, которые похожи на нашу.
Плохая новость заключается в том, что существует достаточно большой разрыв между возможностью поддерживать элементарные формы жизни и возможностью поддерживать жизнь передовой, разумной цивилизации, причем, нет никаких оснований полагать, что одна из немногих обитаемых планет на самом деле прячет в себе интеллектуальную жизнь.
Хорошая же новость в том, что мы исследовали настолько незначительную часть Вселенной, что вероятность наличия жизни в других уголках невероятно высока.
Однако, и тут возникают проблемы, потому как физические ограничения не позволяют нам добраться до таких отдаленных мест в любые разумные сроки. Путешествовать со скоростью быстрее, чем скорость света, еще невозможно, то есть мы еще не поняли, возможно ли вообще каким-либо образом вмешаться в "пространство-время".
Предположим, что в один прекрасный день мы исказим пространство-время и сможем путешествовать в отдаленные уголки Вселенной, куда нужно держать свой путь? Мы должны искать не только планеты, расположенные на определенном расстоянии от своих звезд.
Размер звезды, ее свет, ее темные пятна, а также планеты, вращающиеся вокруг нее, составляющие атмосферы планеты, вращение планеты и наклон, размер и расстояние до других планет, вращающихся вокруг той же звезды, даже форма и активность галактики являются важными факторами для рассмотрения.
Несмотря на это, мы не собираемся вылетать в ближайшее время на поиски инопланетян. Если мы и хотим их видеть, то только потому, что, вероятно, они придут к нам, а не наоборот. Тем не менее, внеземная жизнь – это довольно увлекательная тема, все очень надеются, что люди смогут достойно встретить существ с другой планеты и установить взаимовыгодные отношения.