Когда мы думаем об эволюции, мы обычно представляем себе, как примат превращается в человека и эволюционные изменения, которые происходили за тысячи лет. Но все заключается в том, что эволюция не перестает работать ни на секунду. Иногда изменения невелики и кажутся незначительными на первый взгляд, однако, они играют определенную роль в процессе естественного отбора и выживания вида.
При этом, естественный отбор не приводит к появлению новых видов. В большинстве случаев, процесс просто позволяет виду лучше адаптироваться к окружающим его условиям путем изменения его генетики. Процесс на самом деле очень предсказуем: если виду не хватает определенных признаков, которые помогли бы ему выжить, то он либо развивает эти признаки, либо вымирает.
Большинство людей полагают, что отцом теории эволюции является биолог и натуралист Чарльз Дарвин, но истина в том, что концепция эволюции намного старше. Анаксимандр, древнегреческий философ, полагал, что человек – это результат долгого процесса превращения ранних животных и приматов. В 1809 году биолог Жан-Баптист Ламарк (Jean-Baptiste Lamarck) говорил о преобразовании одного вида в другой. Но, тем не менее, именно Дарвин ввел понятие естественного отбора в 1850-е годы, что навсегда изменило представления об эволюции. Ниже представлены самые яркие и одни из первых аспектов теории естественного отбора.
Пяденица березовая
В результате человеческого прогресса в процесс эволюционного развития данного вида приходилось вносить много изменений. Вплоть до промышленной революции, эта моль, как правило, была окрашена в белый цвет с темными пятнами, хотя иногда обнаруживались виды и других оттенков. Однако, по достижению промышленной революцией своего пика, воздух Лондона заполнился сажей, а когда-то белые фасады зданий, которые моль использовала в качестве камуфляжа, стали черными. Птицы стали есть больше моли светлого цвета, поскольку их было легче обнаружить. В течение нескольких месяцев, Лондон заполонили исключительно темный вид моли, светлый встречался очень редко, когда же пик промышленной революции прошел, светлая моль вернулась.
Крысиная змея
Все крысиные змеи питаются примерно одинаково и умеют хорошо ползти наверх. У всех змей случается одна и та же реакция, когда они напуганы (они остаются неподвижными), при этом они будут стараться избегать конфронтации, когда это возможно. Некоторые из них могут укусить, если почувствуют угрозу, хотя их укус не содержит ядовитых веществ. Тем не менее, крысиные змеи бывают самых разнообразных оттенков, от желтой с черными полосками до оранжевой с зелеными полосками. Это объясняется тем, что змеи обитают как в восточных, так и западных государствах, поэтому они приспособились ко всем видам погоды. Крысиные змеи распространены в городах, но их также можно обнаружить в лесистой местности, горах или прибрежных районах. В результате крысиным змеям пришлось адаптироваться к условиям проживания для того, чтобы избежать обнаружения и охотиться более эффективно.
Насекомые, устойчивые к пестицидам
Чем больше пестицидов используется, тем выше вероятность того, что у многих насекомых разовьется иммунитет к химикатам. Сопротивление пестицидам – это только всеобщее явление среди насекомых, но и достаточно быстрый процесс. Иногда весь процесс происходит всего лишь за одно поколение насекомых. Представьте себе, что группа насекомых выживает после воздействия пестицидов и остается способной к воспроизводству. Скорее всего, следующее потомство будет устойчиво к пестицидам с рождения. Те, которые не будут защищены, умрут, а сильнейшие выживут. Так как большинство видов насекомых очень быстро размножаются, то в течение нескольких месяцев или даже недель, может родиться несколько поколений, а через несколько поколений, устойчивыми к пестицидам станут все насекомые.
Галапагосский зяблик
© CreativeNature_nl / Getty Images Pro
Существует 13 видов галапагосских зябликов, также известные как зяблики Дарвина, они все разделяют одни и те же привычки и особенности, за исключением одной: у всех 13 разные клювы. Различия в их клювах – это самый важный аспект, благодаря которому они смогли выжить. Существует два документально подтвержденных примера их выживания в конце 1970-х годов и в середине 1980-х. Во-первых, когда в 1977 году остров пострадал от сильнейшей засухи, основное питание зябликов – семена – стало дефицитным продуктом. Зяблики с крупными, жесткими клювами были в состоянии съедать большие семена, которые, как правило, не являлись частью их обычного рациона. В результате они выжили. Зяблики с маленькими клювами не смогли справиться с большими семенами и погибли. Благодаря процессу естественного отбора, птицы, которые были в состоянии адаптироваться к условиям обитания, продолжали дальше жить и воспроизводить потомство, в то время как другие погибали. Тем не менее, адаптация может происходить в обоих направлениях, как это и случилось в дождливый сезон 1984-1985 годов. Проливные дожди благоприятствовали появлению большого количества маленьких, мягких семян, но этот раз выжило больше птиц с меньшим клювом.
Павлин
© Comstock Images / Photo Images
Чем более впечатляющим и ярким хвостом обладает мужская особь павлина, тем больше вероятность найти себе партнершу. Самки павлинов выбирают себе друга, основываясь на цвете перьев потенциального жениха, а также внимательно изучая его физическую мощь. По мнению экспертов, яркость оперения, вероятно, дает самкам знать о том, что у животного очень хорошие гены. Это делает его идеальным для продолжения рода и для обеспечения выживания потомству, поэтому их "разбирают" в первую очередь, когда речь заходит о спаривании. Но на самом деле, не у всех самцов яркие и большие хвосты, причем особенно это проявлялось несколько тысячелетий назад. И поскольку самки были более склонны выбирать себе партнеров с впечатляющими хвостами, то те, кто не обладал подобным достоинством, были менее склонны к спариванию и продолжению рода. В результате их количество постепенно уменьшалось, от одного поколения к другому, в итоге сегодня мужская особь павлина без яркого хвоста – это редкость.
Муравьи – воины
Этот вид муравьев, обитающих в Африке, пожалуй, являются одним из наиболее впечатляющих примеров адаптации. В рамках своей группы, муравьи вырабатывают особое вещество, которое позволяет насекомым понять, к какой группе-колонии они принадлежат. Или, проще говоря, муравей говорит: "Не нападайте на меня, я из вашей семьи". Однако, муравьи – воины научились имитировать сигналы различных групп. Таким образом, если группа муравьев нападает на колонию других муравьев, они легко могут сымитировать сигнал их колонии. Как результат, простые члены колонии-группы будут продолжать трудиться дальше, даже не подозревая о том, что произошло вторжение и теперь ими руководят новые хозяева.
Оленья мышь
© CreativeNature_nl / Getty Images Pro
Оленья мышь является одним из примеров максимально быстро развившегося естественного отбора среди животных. Оленья мышь, как правило, темно-коричневого цвета, который идеально подходит мышам, живущим в лесах и прилегающих районах, поскольку именно эта особенность позволяет им лучше скрываться от хищников. Но эта мышь проживает в песчаных долинах, поэтому она быстро приспособилась к окружающей среде и стала песчаного цвета. Без этих перемен мышь стала бы слишком легкой добычей для хищника. Причем, чтобы стать светлее, в организме мыши "сменил род своей деятельности" всего лишь один ген. Что еще больше впечатляет, так это тот факт, что данное изменение произошло всего лишь за 8000 лет, что эквивалентно секунде в эволюционном масштабе.
Питающиеся нейлоном бактерии
Поскольку нейлон не был изобретен вплоть до начала 1940-х годов, бактерии, которые любят питаться им, должны быть новейшими созданиями. Бактерия Pseudomonas в состоянии переваривать нейлон благодаря наличию определенных ферментов. Тем не менее, происходят удивительные вещи, когда вы помещаете не питающийся нейлоном этот же вид бактерии в среду, где единственно доступным питанием является нейлон. При этом, бактерия через небольшой промежуток времени приспосабливается и начинает также питаться нейлоном. Это очень простой пример естественного отбора, когда самые элементарные формы жизни приспосабливаются к любым, предлагаемым окружающей средой, условиям питания.
Ящерица
Многочисленное количество исследований было проведено на ящерицах, чтобы определить процесс естественного отбора. Один из экспериментов подразумевал временное устранение хищников, питающихся ящерицами, из их среды обитания, а затем ученые проанализировали воздействие, которое подобное действие оказало на ящериц. Удивительно было то, что им не удалось обнаружить так много хищников, которые влияли на гибель или выживание некоторых видов ящериц. Вместо этого, ящерицы более меньшего размера имели намного больше шансов умереть, несмотря на отсутствие хищников, поскольку у более крупных и сильных ящериц доступ к еде был значительно шире. Также, ящерицы с длинными ногами хорошо карабкались по деревьям во время наводнений и бурь, и находили пищу, которая не была доступна на земле.
Человек
© AnnaElizabethPhotography / Getty Images Pro
Мы все еще развиваемся? Ответ прост: да, даже если изменения не так очевидны. Эксперты полагают, что около 9 процентов наших генов в настоящий момент находятся в процессе быстрой эволюции, при этом гены, наиболее явно подверженные естественному отбору, это гены иммунной системы, полового размножения и чувственного восприятия.
Непереносимость лактозы является одним из примеров естественного отбора. Мы единственный вид, который с возрастом не становится нетерпимым к лактозе. По мнению экспертов, это впервые случилось, когда много веков назад в Европе произошло одомашнивание скота. Другим примером является особый ген гемоглобина, который появляется у людей, живущих в некоторых регионах Африки и других районах, где малярия является эндемическим заболеванием. Этот ген делает людей более устойчивыми к малярии. При этом, у них все равно есть шансы заболеть, но меньше шансов умереть. Мутация, вероятно, произошла в течение сотен поколений в результате постоянного контакта с вирусом малярии.