Каждый день по радио объявляют о продолжительности дня, и многие уже знают, что она всегда разная. Однако мало кто знает, что и продолжительность суток варьируется. Объяснений этому явлению немало: считается, что изменения в направлении и скорости ветров и течений заставляют Землю либо замедлять, либо ускорять вращение вокруг своей оси. Также на скорость вращения планеты может влиять и смещения в распределении материи по ее поверхности, вызванные климатическими изменениями.
Возможно, самым странным объяснением изменения скорости вращения Земли является связь этого феномена с солнечными пятнами. Хоть и влияние солнечных пятен ничтожно мало - всего несколько миллисекунд, для освоения космического пространства и его исследования значение этого явления слишком важно.
О том, что продолжительность суток варьируется с каждым временем года – из-за изменений в направлении ветров – ученые знают давно. А вот исследователи из Парижского института геофизики во главе с Жан-Луи Ле Муелем (Jean-Louis Le Mouël) отметили, что эффект от сезонных изменений либо слабеет, либо усиливается в ходе цикла, длящегося 11 лет (как и солнечные пятна). Другими словами, когда на Солнце мало пятен, то влияние сезонных колебаний увеличивается, и, наоборот, при большом количестве солнечных пятен, уменьшается. Выводы основаны на наблюдениях, проведенных с 1962 по 2009 год.
Ученые подозревают, что даже в этом случае дело не обошлось без ветров: они считают, что солнечные пятна влияют каким-то образом на их направление. Возможно, это происходит следующим образом: солнечные пятна являются причиной изменений в количестве ультрафиолета, который нагревает стратосферу и способствует смене направления и скорости ветров. Такое предположение высказал Стивен Маркус из лаборатории НАСА (Jet Propulsion Laboratory). По его словам, гораздо важнее сейчас определить, где и когда ветры меняют направление, и выяснить, существует ли связь между ветрами и ультрафиолетом.
Решение этого вопроса значительно облегчит исследование космоса, когда ошибка в расчетах на одну миллисекунду может привести к отклонению летательного аппарата на тысячи километров от места, назначенного для приземления.