Водитель, которого клонит в сон за рулем, ничуть не лучше пьяного водителя, как утверждают французские исследователи, основываясь на результатах собственного исследования. Ученые обнаружили, что и пьяные водители, и те, которые испытывают сильную сонливость, как минимум в два раза чаще попадают в автомобильные аварии (по крайней мере, по сравнению с трезвыми и выспавшимися водителями). Некий Кристофер Дрейк (Christopher Drake), научный работник из Центра нарушений сна в госпитале имени Генри Форда (Henry Ford Hospital Sleep Disorders), который не проводил данное исследование, отметил, что Америку ученые не открыли, однако полученные результаты представляются интересными. "Руководствуясь многими экспериментальными исследованиями, мы знали, что недостаток сна, составляющий четыре часа, способен вызвать такое же рассеивание внимания, как и выпитые пару литров пива. Если же вы не спали всю ночь, то ваше состояние будет аналогично состоянию человека, в крови которого содержится 0,19 промилле алкоголя", - сообщил Дрейк.
Группа специалистов под руководством Николаса Моо (Nicholas Moore) из Университетского госпиталя в Бордо, Франция, проводившая исследование, о котором идет речь в данной статье, проанализировала информацию, полученную от 679-ти водителей, подвергшихся госпитализации более чем на 24 часа ввиду серьезных автомобильных аварий, произошедших в период с 2007-го года по 2009 год. Помимо этого, ученые изучили многочисленные полицейские сводки, которые также позволили им учесть некоторые дополнительные факторы, влияющие на статистику дорожных происшествий. Водители сообщали о том, под действием каких медицинских препаратов они находились на момент аварии, были ли они пьяны, и сколько часов (примерно) им удалось поспать накануне происшествия. Информация, полученная от водителей, подкреплялась данными полиции о содержании алкоголя в крови пострадавших на момент несчастного случая.
Как показало статистическое исследование, подавляющее большинство водителей, попавших в аварии и получивших травмы, были мужчины в возрасте до 55-ти лет. Более половины из них на момент аварии управляли мотоциклами, около трети водителей находились за рулем легковых автомобилей и десять процентов крутили педали велосипедов. По данным, которые были получены от полицейских, 355 попавших в больницы водителей были сами виновны в случившихся авариях. Суммируя всю полученную информацию, доктор Моо и его коллеги пришли к выводу, что наибольшему риску попасть в дорожное происшествие подвергались водители в возрасте от 18-ти до 29-ти лет, которые либо были в состоянии алкогольного опьянения, либо на момент аварии были невыспавшимися.
Можно ли наказать невыспавшегося водителя?
Нет никаких сомнений, что водителей, которые приняли определенную дозу спиртного и сели за руль, необходимо обязательно наказывать. А как быть с теми, кто принял какие-либо седативные препараты? Примечательно, что прием медикаментов, на которых стоит соответствующее предупреждение, что эти лекарства влияют на водительские способности человека (исследователи уделили особое внимание данному вопросу!), оказался связан с наименьшим риском происшествий на дороге. По мнению доктора Моо, причина этого может заключаться в том, что люди, которые принимают такие препараты, заведомо предупреждены о возможных побочных эффектах. "Медицинские препараты, напротив, заставляют людей сконцентрировать все свое внимание и быть настороже, поэтому они и не являются главными причинами аварий", - считает Моо. Впрочем, это не объясняет халатное отношение к вопросу пьяных водителей!
Однако как же быть с теми водителями, которые пренебрегают элементарными правилами предосторожности и садятся за руль в невыспавшемся состоянии? Возможно ли как-то наказать таких водителей за их безответственность? На самом деле, в некоторых странах существует законодательная база (в частности, в Соединенных Штатах Америки), которая предназначена именно для того, чтобы наказывать таких водителей. Однако, по мнению Дрейка, очень тяжело выявить таких людей, пока они не попали в дорожное происшествие. "Это действительно очень тяжело! Ведь нельзя же взять анализ на сонливость так же, как и анализ дыхания на алкоголь", - говорит Дрейк. Что же касается проведенного исследования, то следует учитывать определенные погрешности. Некоторые данные, которые были получены от самих водителей, могли отличаться необъективностью. Кроме того, крайне тяжело выявить все дорожные происшествия, которые произошли по вине невыспавшихся водителей. Как бы то ни было, ясно одно – за руль следует садиться не только трезвым, но и хорошо выспавшимся!