Дети стали другими. По мнению исследователей, современные подростки стали более развитыми, при этом используемые в настоящее время педагогические технологии не отвечают новым требованиям.
"Ученые, проводившие исследования в 2010 году, говорят о наличии качественных психологических, психофизиологических и личностных изменений у подростков. Когда ученые говорят о подобных изменениях? Они не поднимают вопрос, когда речь идет о 10-20 процентных переменах, тема поднимается, когда действительно происходят значительные изменения. Если данная тематика была поднята, значит, на самом деле педагогические технологии должны быть модифицированы", - говорит Любовь Духанина, член общественной палаты.
Исследователи также заявили, что количество одаренных детей в России растет. Педагоги считают, что только 3-5 процентов детей можно отнести к одаренным, в то время как около 50 процентов родителей искренне верят в то, что их ребенок одаренный. Авторы исследования отметили, что количество детей с положительными отклонениями от нормы составляет 30-40 процентов.
В настоящее время дети развиваются намного быстрее, чем их родители 30-40 лет назад. Современные дети очень легко усваивают тонны информации, это и объясняет феномен ускоренного развития. Это явление сегодня является нормой, которая не должна рассматриваться как одаренность. В ходе исследования ученые попросили респондентов выбрать черты характера, которые они считали препятствием для развития личности. Респонденты выбрали следующие: скромность, самопожертвование, чувство коллективизма, вежливость, послушание, чувство долга. Все эти «негативные» черты считались лучшими человеческими качествами в советское время.
Стоит отметить, что китайская команда выигрывала международную математическую олимпиаду девять раз, с 2000 по 2010 года. Русские выиграли олимпиаду лишь однажды – в 2007. Проблема отсутствия системы поддержки талантливых детей появилась в России только тогда, когда школьники начали проигрывать одну международную олимпиаду за другой.
В России живет много одаренных детей, и детские психологи знают об этом. Тем не менее, потенциал нужно развивать. Когда маленькие дети ходят в школу, в течение первых трех лет обучения они утрачивают свой талант, если его не развивают. Те дети, талантам которых все-таки удается "выжить" в школьной атмосфере, иногда замечаются и поддерживаются кем-то. Тот, кто сумел сохранить свою уникальность в школе, должен быть талантливым и со стандартной точки зрения. Его талант можно заметить. Такие выдающиеся ученые, как Менделеев, Эйнштейн и многие другие очень плохо учились в школе. Если ребенок плохо учится в школе, его или ее априори не будут считать одаренным, и никто не будет обращать на таких детей внимание. Получается, что наша педагогическая система ориентирована на разрушение, а не на поиск вундеркиндов.
Те вундеркинды, которым все-таки удается что-то в жизни, это, как правило, дети, которым повезло с хорошими родителями и учителями.