В процессе эволюции, которая продолжалась несколько тысяч лет, человек стал обладателем необыкновенно развитого интеллекта. Однако, почему мы такие уникальные?
Каким эволюционным путём мы шли? Безусловно, получить чёткий ответ на эти вопросы, вероятнее всего, никогда не удастся, но существуют теории, объясняющие некоторые вещи о человеческом интеллекте.
Пусть некоторые из них покажутся довольно странными, но это всё, что мы имеем на сегодняшний день.
Развитие мышления и интеллекта
1. Мутация, источником которой был один-единственный человек древности
Как известно, изменения в процессе эволюции могут происходить разными способами:
а) микроэволюция, то есть постепенно происходящие изменения в течение долгого времени;
б) макроэволюция, то есть резкие и быстрые скачки в развитии организма.
Какой тип интеллекта развит у вас?На тему взаимодействия их между собой есть несколько теорий, главная из которых носит название "макромутация". То есть происходит некое генетическое нарушение, которое приводит к тому, что одна особь вида получается абсолютно непохожей на себе подобных.
По сути, она является представителем нового биологического вида.
Нейробиолог Колин Блэкмор (Colin Blakemore), профессор Оксфордского университета, полагает, что с человеком произошла аналогичная ситуация. Кто-то из наших древних предков появился на свет с тяжёлой генетической мутацией, в результате которой он был умнее своих сородичей.
Это была чистая случайность. Но этот дефект показал свои преимущества с точки зрения выживания, поэтому он и передался от древнего человека к его наследникам.
Теории интеллекта
2. Особенности ДНК
Когда некоторое время назад проводился проект по расшифровке генома человека, учёные нашли в нашей ДНК нечто абсолютно невероятное: сдвоенный ген SRGAP2, отвечающий за развитие мозга.
Больше ни у кого в животном мире не наблюдается ничего подобного. Это говорит о том, что в определённый момент истории случился сбой.
Тесты IQ не определяют уровень интеллектаСтоит отметить, что на самом деле, у человека есть несколько копий этого гена, но они есть ничто иное, как так называемый "генетический мусор" (SRGAP2B и SRGAP2D). Однако, есть ещё и SRGAP2C, который на самом деле является полноценной копией исходного гена и сможет заменить его в случае поломки.
В ходе проведения эксперимента над мышами было выявлено, что при внедрении им SRGAP2C, главный ген переставал работать.
Если представить этот эксперимент в виде программного обеспечения, то полноценная копия будет развитием мозговой системы человека 2.0, которая обязана удалить версию 1.0 для корректной работы.
Происхождение интеллекта
3. Развитие мозга и интеллекта произошло из-за появления прямохождения
Человек обладает уникальной особенностью при рождении – на черепах младенцев присутствуют мягкие роднички, которые не защищены костями. Они способствуют лёгкому проходу через родовые пути, а затвердевают лишь когда малышу исполняется два года.
Другие приматы в этой особенности не нуждаются, потому что они передвигаются на четырёх конечностях и их родовые пути намного шире, чем у человека.
5 факторов, влияющих на человеческий интеллектВо время изучения черепа маленького ребёнка австралопитека, который хорошо сохранился, исследователи пришли к выводу, что наши предки, едва научившиеся ходить на двух конечностях, обладали более крупным мозгом, чем полагалось ранее. Более того, черепа у их детей тоже были довольного мягкими.
Ранее эксперты полагали, что данная особенность развилась у человека намного позже, и что прямохождение является следствием развития мозга, а не причиной. Но теперь, как оказалось, изменения в родовых путях произошли из-за приобретения человеком новой особенности – хождение на двух ногах.
Поэтому у младенцев и появился мягкий череп, за ним последовало активное развитие мозга, который теперь растёт до достижения ребёнком двухлетнего возраста.
4. Обезьяна превратилась в человека благодаря галлюциногенным грибам
Эта теория является наиболее спорной из ныне существующих, а выдвинута она была в начале 1990-х годов американским философом и адвокатом Теренсом Маккена (Terence McKenna).
Как утверждает автор, где-то на территории Северной Америки древнейший человек нашёл необычные грибы, которые решил попробовать. Они оказались галлюциногенными.
Эти грибы спровоцировали появление ярчайших зрительных образов в центральной нервной системе нашего предка. Увиденное требовало анализа и понимания. Это и послужило толчком к активному развитию мозга, который со временем сформировал новые структуры.
В итоге человек стал мыслить образами благодаря грибам. Образы, в свою очередь, позднее превратились в символы, а символы в связную речь. То есть по теории Теренса недостающим звеном, которое помогло обезьяне превратиться в человека является галлюциногенный гриб.
Однако, его теорию никогда научное сообщество не воспринимало всерьёз, поэтому не было организовано никаких проверок, а значит достоверных фактов, её подтверждающих, нет.
Происхождение личности и интеллекта человека
5. Мясо и костёр – это ключевые факторы в развитии мозга человека
Автор этой теории Ричард Рангхам (Richard Wrangham), антрополог из Гарвардского университета. Он говорит о том, что огромное влияние на развитие мозга человека оказало мясо, приготовленное на огне.
Согласно имеющейся информации, можно выдвинуть предположение, что навыки разведения огня и его использования для приготовления еды появились у древнего человека приблизительно в период увеличения размера мозга, уменьшения кишечника, челюсти и зубов.
10 способов развить свой интеллектПриготовление пищи позволило тратить на еду намного меньше сил и времени, при этом насыщая себя большим количеством калорий. А мозг человека использует примерно четвертую часть всей энергии, поступающей в организм. То есть ему начали перепадать лишние калории.
Выходит, что готовка продуктов на огне стала для мозга невероятно важным событием. Человек больше не тратил половину дня на то, чтобы пережевывать жёсткое мясо.
В связи этим освободилось довольно много времени, которое люди начали проводить с пользой, а именно: создавали орудия труда, обрабатывали землю и общались с сородичами.
6. Наши предки страдали от шизофрении
В середине 1970-х годов была выдвинута ещё одна необычная теория под названием "двухпалатный разум". Её автором был психолог Джулиан Джейнс (Julian Jaynes).
Базируясь на античную литературу, психолог собирал доказательства того, что древние люди не были обладателями сознания, каким мы его знаем. То есть они не принимали никаких решений и никак не планировали своих действий. Всеми их поступками руководили "боги" или "голоса".
Если бы мы были в два раза умнееДжеймс сделал вывод, что разум древнего человека был «двухпалатным» вследствие двухполушарного устройства мозга.
То есть, как объясняет Джулиан, в обычных ситуациях люди следовали привычкам и инстинктам, но когда происходило что-то непривычное или возникала проблема, решение которой было нестандартным, то тогда и начинала работать "вторая палата", расположенная в правом полушарии.
Исследователь полагал, что человеческий мозг наших предков состоял из двух отдельных органов. Левое полушарие – это выполнение ежедневных задач, правое полушарие – это память и решение важных вопросов.
По мнению Джеймса полушария мозга древних людей не были связаны так, как у современного человека, поэтому самосознание было для них недоступно.
Однако, оба полушария соединялись с языковым центром мозга, этим и объясняется происхождение галлюцинаций. То есть одна часть мозга выступала в роли вещателя, а вторая относилась к этой информации как к "высшему голосу".
Джеймс отмечает, что пережитки этого сознания наблюдаются у детей, когда они рассказывают о воображаемом друге, а также у людей с психическим расстройством расщепления личности.
Более того, в защиту этой теории работает и большое количество историй о странных психологических феноменах, возникающих в стрессовых ситуациях.
Страны с самым огромным интеллектуальным потенциалом
Какая страна является родиной самого большого количества умных людей?
Интеллект школьника
Данный рейтинг составила команда психологов и экспертов, которые базировались на данных, полученных в результате международной программы по оценке достижений 15-летних детей за 2009 год.
При составлении данного рейтинга учёные сначала подсчитали процент подростков, получивших максимальные результаты по тестам (98-100 баллов), а после этого вычислили приблизительное количество интеллектуалов в стране, основываясь на соотношении данного процента и общей численности населения.
Данная методика позволила выявить «чистый» потенциал страны, без применения таких понятий как «утечка мозгов» и их притока из других государств.
Стоит отметить, что в рейтинге отсутствует Китай, потому что в программе приняли участие исключительно ученики шанхайских школ, то есть самые обеспеченные дети.
Если бы Шанхай включали в рейтинг отдельно, то он бы расположился на третьем месте. Но так как это очень маленькая и специфическая часть Китая (84 процента школьников поступают в вузы, в регионах – 24 процента), то эту страну решили не включать в рейтинг.
Коэффициент интеллекта
Вот они, 25 государств с самым серьёзным интеллектуальным потенциалом:
Первая цифра – это процент школьников, которые показали наивысшие результаты по тестам;
Вторая цифра – это количество интеллектуалов на всю страну.
1. США – 1,7 процента, 5 336 300
2. Япония – 4,05 процента, 5 167 800
3. Южная Корея – 4,4 процента, 2 200 000
4. Германия – 2,6 процента, 2 129 140
5. Франция – 2,2 процента, 1 445 400
6. Тайвань – 5,85 процента, 1 365 390
7. Канада – 3,1 процента, 1 081 280
8. Россия – 0,65 процента, 932 750
9. Великобритания – 1,4 процента, 885 220
10. Австралия – 3,3 процента, 748 440
11. Италия – 1 процент, 609 200
12. Польша – 1,45 процента, 558 830
13. Сингапур – 9,1 процента, 483 392
14. Турция – 0,65 процента, 481 000
15. Гонконг – 6 процентов, 429 300
16. Нидерланды – 2,55 процента, 427 635
17. Бельгия – 3,45 процента, 384 330
18. Испания – 0,75 процента, 354 525
19. Швейцария – 4,25 процента, 339 873
20. Бразилия – 0,1 процент, 198 700
21. Чешская Республика – 1,80 процента, 189 180
22. Новая Зеландия – 4,1 процента, 181 753
23. Швеция – 1,9 процента, 180 823
24. Финляндия – 3,25 процента, 175 955
25. Австрия – 1,7 процента, 143 854