Окситоцин, гормон, известный своей хорошей репутацией за то, что именно он способствует тому, что между людьми зарождается чувство любви, доверия и в целом хорошие отношения, может значительно сдать свои позиции. Так заявили ученые на ежегодной встрече сообщества по вопросам изучения личности и социальной психологии (Society for Personality and Social Psychology).
"Это влияющее на мозг вещество, по-видимому, усиливает все социальные особенности человека, которыми он уже обладает, независимо от того, являются эти особенности положительными или отрицательными", - говорит психолог Дженнифер Барц (Jennifer Bartz), специалист Синайской школы медицины в Нью-Йорке.
Предыдущие исследования показали, что чрезмерное содержание гормона окситоцина в крови доверчивого человека способствует тому, что он становится еще более доверчивым, но теперь Барц и ее коллеги обнаружили, что чрезмерное содержание гормона также способно сделать чрезмерно подозрительного человека враждебно настроенным и неспособным к сотрудничеству. "Окситоцин не просто способствует тому, что человек начинает себя чувствовать увереннее и более защищенным", - говорит Барц.
Полученные новые результаты вызывают озабоченность среди тех исследователей, в чьи планы входило администрирование содержание гормона окситоцина в организме людей, страдающих аутизмом и другими психическими расстройствами, подразумевающими трудности социального приспособления.
Ее команда исследовала 14 человек, которым был поставлен диагноз пограничного расстройства личности и 13 добровольцев с отсутствием психических расстройств. Симптомы пограничного расстройства личности включают сильную неуверенность в отношениях, страх быть брошенным и постоянную потребность в "чрезмерном" подтверждении партнерами своих чувств. Пограничное расстройство личности, как правило, встречается у женщин, но в исследовании Барц принимало участие и четверо мужчин. Во второй группе здоровых людей было 7 мужчин и 6 женщин.
Члены каждой из групп играли с экспериментатором в компьютерную игру. В каждом из трех раундов, добровольцы должны были предсказать, будет ли их партнер сотрудничать с ними для того, чтобы каждый из участников получил по 6 долларов или же партнер выйдет из игры для того, чтобы самому получить 4 доллара. Добровольцы, которые подозревали партнера в плохих намерениях, могли сами выйти из игры и попросить свои 4 доллара.
Игроки с пограничным расстройством личности обоих полов выходили из игры намного раньше после того, как они получали посредством назального спрея дозу окситоцина по сравнению с тем, когда они получали плацебо. "Вдыхание гормона подталкивало их, и без того чрезмерно враждебных и подозрительных потерять последние резервы доверия", - предполагает Барц.
В свою очередь, психически здоровые люди, после получения дозы окситоцина стали, наоборот, больше настроены на тесное сотрудничество, по сравнению с их настроем после получения плацебо. Кроме того, вдыхание окситоцина также способствовало появлению у мужчин воспоминаний о своей матери, о том, оказывала она им поддержку или нет. В ее распоряжении были предварительно заполненные анкеты 31 мужчины о качестве их отношений с матерью до 16 лет. Те, кто говорил о хороших отношениях с мамой, под воздействием окситоцина, вспоминали ее как заботливого и оказывающего поддержку человека. Те же, чья жизнь с родителями была не самым приятным этапом, говорили о матери не так искренне.
Ранее Барц и ее команда уже описывали двустороннее влияние окситоцина на мужские воспоминания о матери. "В итоге, полученные результаты подчеркивают, что окситоцин – это не гормон любви, его влияние варьируется от человека к человеку", - замечает психолог Грег Норман (Greg Norman) из университета штата Огайо в Колумбусе.
Норман и его коллеги обнаружили, что окситоцин стимулирует сердца биться синхронизовано с циклом дыхания у людей, которые ведут здоровую социальную жизнь, что нельзя сказать о людях, которые ведут одинокий образ жизни. Другие исследователи недавно сообщили, что окситоцин стимулирует развитие доверия к членам своей собственной этнической группы и большего подозрения к другим национальностям.