Проведите один занимательный эксперимент. Оторвитесь от ваших дел и посчитайте до десяти, используя пальцы. Закончили? Как вы это делали? Вы начали считать с левой или с правой руки? Вы начали считать с большого пальца или с мизинца? А может даже с указательного? Вы начали считать с закрытого кулака или открытой руки?
Если вы европеец, то велики шансы того, что вы начали с закрытого кулака, считали с большого пальца на левой руке. Если вы со Среднего Востока, вы тоже начали со среднего кулака, но начали считать с мизинца на правой руке.
Большинство китайцев и многие североамериканцы также используют систему закрытого кулака, но начинают считать с указательного пальца, а не с большого. Японцы, как правило, начинают с открытой руки, загибая первым мизинец, а затем оставшиеся пальцы.
В Индии, используют сегменты пальцев, чтобы досчитать до 20, а амазонские народы Пира вообще не используют пальцы для того, чтобы подсчитать что-то.
Счет по пальцам кажется нам естественным, как дыхание, но это не врожденная характеристика, и даже не общепринятая. Существует множество техник, и они культурно обусловлены.
Немецкие ученые Андреа Бендер (Andrea Bender) и Сигхард Беллер (Sieghard Beller) утверждают, что изучая технику счета по пальцам, можно лучше понять, как культура влияет на когнитивные процессы, а именно на арифметику, производимую в уме.
Существует умственная связь между руками и цифрами, но эта связь произошла не от того, что люди научились считать, используя руки. Она уходит корнями в эволюцию. Та часть мозга, которая изначально развилась, чтобы представлять наши пальцы, была задействована для того, чтобы представлять наши числа, и сегодня она выполняет обе эти функции.
Сканирование мозга с помощью функциональной магнито-резонансной томографии показало, что области, которые связаны с ощущением пальцев, активизируются, когда мы выполняем задания на счет, даже если мы не используем при этом пальцы. Также исследования показывают, что маленькие дети с хорошим восприятием пальцев лучше выполняют количественные задачи, чем дети с меньшим пониманием пальцев. Даже будучи взрослыми, то, как мы представляем себе цифры в уме, связано с рукой, с которой мы начинаем счет.
Из немецких исследований языка жестов, известно, что тип системы счета по пальцам, который мы используем, влияет на то, как мы мысленно представляем и обрабатываем числа. Возможно, так происходит потому, что это является сенсорно-моторной функцией с прямой связью между движениями тела и активностью мозга.
Так означает ли все то, что мы думаем о числах по-разному, в зависимости от культурных корней?
Возможно. Взять, например евразийскую систему. Она практически буквальна. Один палец равен одному числу и мозг моментально воспринимает эту концепцию. Но в китайской счетной системе по пальцам используются символические жесты, чтобы представить любое число выше пяти. Люди из Папуа-Новой Гвинее используют большую часть верхней части тела для того, чтобы представить числа. Такие жесты нужно выучить и затем извлечь в случае необходимости из рабочей памяти. Это требует больших умственных усилий, но символическая система позволяет и лучше выполнять сложные арифметические действия.
Тут возникает вопрос: может ли быть так, что некоторые люди превосходят других в математике только из-за того, что они живут в другой стране?
Специалисты говорят, что это маловероятно, так как некоторые аспекты счета по пальцам распространены по всему миру, тогда как другие различаются даже в одной культуре. Но они, все же, считают, что практикуя различные техники счета по пальцам, можно улучшить свою умственную арифметику. Пока это не было эмпирически доказано, но ничто не мешает вам попробовать.