Как часто великие идеи приходят из ниоткуда. Но теперь мы на шаг ближе к пониманию того, где и как они рождаются. Предположение состоит в следующем: так как мы знаем, что области мозга, ответственные за креативность и языковые навыки, постоянно конкурируют между собой, это и может объяснить почему некоторые люди, у которых есть нарушения головного мозга, часто начинают креативно мыслить.
Оригинальность или способность придумывать новые идеи, которые не посещают других людей – это ключевой аспект творчества. Исследователи, в свою очередь, пытаются выяснить, как и откуда приходит этот дар.
"Мы были поражены крайне противоречивыми точками зрения, которые мы встретили в различной литературе", - говорит Симона Шамай-Тсури (Simone Shamay-Tsoory), специалист университета Хайфы, Израиль. Для того, чтобы четко выделить области в мозгу, ответственные за креативное мышление, Симона и ее команда сравнили 40 человек, в мозгу которых в одной из трех областей были повреждения, с группой людей, мозг которых был в полном порядке.
Мозг обоих групп людей был подвержен сканированию, также всем участникам были даны диаграммы, которые изображали 30 идентичных кругов, и они должны были в течение пяти минут на каждый из кругов создать свою ассоциацию.
Затем были подведены итоги, которые учитывали как и общее количество ответов того или иного человека, так и количество редких ответов. Далее эти результаты сравнивались с полученными от аналогичного исследования, проводимого с участием людей, мозг которых не испытывал никаких повреждений. Данный тест измеряет "дивергентное мышление" - способность человека генерировать новые идеи, которые представляют собой различные разрешения той или иной проблемы.
Хотя у специалистов не было возможности поверить креативность мышления конкретного человека до того, как его мозг оказался поврежденным, полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень оригинальности имеет непосредственное отношение к той части мозга, которая была повреждена. Те, кто в результате данного теста набрал больше очков и был более оригинальным по сравнению с группой "здоровых" добровольцев, обладали повреждениями левой части головного мозга, а именно в тех областях, которые ответственны за языковую обработку. Те, кто набрал меньше очков, чаще всего обладали повреждениями правой части головного мозга, а именно областей, ответственных за планирование и принятие решений.
Шамай-Тсури говорит, что креативность, которая, вероятнее всего, связана с правой частью головного мозга, легко может быть подавлена его левой частью, ответственной за язык. "Языковые области часто могут конкурировать с возможностями правого полушария генерировать новые творческие идеи", - говорит она. Это вполне может объяснить тот факт, почему, когда повреждаются языковые области, оригинальность мыслей человека становится более очевидной.
Рекс Юнг (Rex Jung), специалист научно-исследовательской сети в Альбукерке (штат Нью-Мексико), утверждает, что данное исследование – это первое в своем роде, которое использует черепно-мозговые травмы для того, чтобы взглянуть на возможные истоки творчества. Однако, "творчество – это понятие очень широкое", как утверждает исследователь американского университета в Бейруте Арне Дитрих (Arne Dietrich), поэтому он полагает, что связывание творчества лишь с одной областью головного мозга, это, по меньшей мере, нецелесообразно.
В настоящее время Симона Шамай-Тсури планирует всерьез заняться изучением вопроса о том, как можно сделать более творческим мозг здорового человека за счет ингибирования области языка.