На протяжении многих веков к сплетням относились как к непристойным разговорам, которые могут навредить репутации и подорвать доверие. Но новое исследование в университете Калифорнии, говорит о том, что сплетни могут оказывать положительное воздействие.
"Безусловно, сплетни – это плохо, однако, нам удалось найти свидетельства того, что они играют важную роль в охране общественного порядка", - говорит социальный психолог Робб Уиллер (Robb Willer), соавтор исследования, опубликованного в январе в журнале "Личность и социальная психология" (Journal of Personality and Social Psychology).
Исследование также показало, что сплетни могут обладать терапевтическим эффектом. Сердечный ритм добровольцев, принявших участие в эксперименте, учащался, когда они видели, как кто-то ведет себя плохо, однако, они чувствовали себя очень хорошо, когда могли передать информацию, "предупредив" других.
При этом, человеческое желание предупредить других о наличии людей с "нечестными намерениями" настолько сильно, что в исследовании участники даже тратили деньги для того, чтобы отправить сплетню тем, кто собирался играть против мошенников в экономических играх доверия. В целом, результаты показывают, что люди не должны чувствовать себя плохо, выявляя пороки других людей, особенно если это поможет спасти кого-то.
"Мы не должны чувствовать себя виновными в том, что сплетничаем, если сплетня защищает человека от того, чтобы им воспользовались", - сказал Мэтью Фейнберг (Matthew Feinberg), социальный психолог и один из авторов исследования. Исследование было сфокусировано на "просоциальных" слухах и сплетнях, что означает предупреждение других о ненадежности и бесчестности людей.
В серии из четырех экспериментов, специалисты использовали игры, в которых щедрость игроков по отношению друг к другу измерялась в том, каким количеством долларов или пунктов они готовы были поделиться. В первом эксперименте 51 доброволец был подключен к мониторам, фиксирующим сердечный ритм, во время того, как они наблюдали за парами людей, играющих в игру. После нескольких раундов, наблюдатели заметили, что один из игроков играл не по правилам и совсем не делился пунктами.
Сердечные ритмы наблюдателей увеличивались, когда они становились свидетелями обмана, и большинство испытуемых пользовались возможностью "пустить сплетню", чтобы предупредить нового игрока о том, что его соперник не играет по правилам. После передачи данной информации частота сердечных сокращений приходила в норму.
"Передав информацию, которая изначально вызвала негативные чувства и разочарование, люди начинали чувствовать себя лучше", - сказал Уиллер.
Во втором эксперименте 111 участников заполняли анкеты о своей степени альтруизма и способности к сотрудничеству. Затем им показывали количество набранных баллов в экономических играх на доверие, там они видели, что один из игроков обманывает. Более просоциальные наблюдатели отметили, что они испытали чувство разочарования, увидев обман, но затем им стало легче, после того, как они получили шанс передать эту информацию следующему игроку.
"Главная причина "участия человека в сплетнях" - это желание помочь другим, причем, чем выше количество баллов, набранных индивидом при прохождении теста на альтруизм, тем более высока вероятность того, что он будет испытывать негативные эмоции после распознания обмана, и тем вероятнее он "займется распространением сплетен"".
Чтобы поднять ставки, участникам третьего эксперимента было сказано, что они должны будут заплатить за желание рассказать игроку о нечестности противника. Тем не менее, по-прежнему большинство наблюдателей согласились на это. "Люди платили деньги, чтобы передать сплетню, даже несмотря на то, что они не знали заранее, чем закончится дело", - сказал Файнберг.
В четвертом исследовании приняло участие 300 человек, которые должны были он-лайн играть в экономическую игру доверия. Они играли, используя лотерейные билеты, каждый из которых по окончанию игры стоил 50 долларов, что было дополнительным стимулом для того, чтобы держать при себе как можно больше билетов.
Некоторым игрокам было сказано, что наблюдатели во время перерыва могут передать информацию соперникам о том, что кто-то играет нечестно. Таким образом, данная угроза подействовала практически на всех, и игроки стали более "щедрыми", особенно те, кто набрал минимальное количество очков в альтруистическом тесте.
В итоге, результаты всех четырех тестов показали, что мы расстраиваемся, когда видим, что кто-то ведет себя аморально. Однако, если мы в состоянии передать эту информацию третьим лицам, это заставляет человека чувствовать себя лучше.