Во время работ по реставрации внешних стен Колизея в Риме, которые начались прошлой осенью, эксперты обнаружили древние граффити.
Когда они сняли слои въевшейся грязи и окаменелостей, они увидели надписи, которые были сделаны еще в античности красной и сероватой краской. Сверху они были покрыты черным надписями, которые оставили туристы позапрошлого века.
Построенный в первом столетии нашей эры, Колизей вмещал в себя до 50 тысяч человек. Его пронумерованные входы и удобные крытые переходы позволяли зрителям быстро входить и выходить. В здании имелись особые места для представителей знати и простых людей.
Колизей был построен в 80 году императором Веспасианом
Граффити красовались на стене бокового прохода, который вел к верхним рядам, где находились самые дешевые места. Даже в приглушенном свете этого прохода можно было различить красную надпись на фоне белого гипса.
Пока точное значение этой надписи остается загадкой. Рядом с символом "S" эксперты различили нарисованный сероватый профиль человека, это наиболее популярный рисунок в древних граффити.
Во времена Древнего Рима люди редко писали что-то сверху уже существующих граффити, для них надписи на стенах имели другое значение, нежели сейчас.
К 19-му веку Колизей превратился в популярное место для туристов, а его древние граффити покрылись автографами сотен туристов. Люди хотели ставить свой след на стенах древнего исторического монумента.
Например, судя по сообщениям, оставленным на стене, один из туристов Дж. Милбер в 1892 году оставил надпись, чтобы все узнали, что он приехал сюда из Страсбурга
Официальные власти Рима сообщили, что когда реставрационные работы будут окончены, они откроют эту часть стены для публики, однако будущие туристы едва ли смогут оставить новые автографы, так как стена будет огорожена.
Что такое граффити?
Граффити – надписи и рисунки на стенах зданий, монументах и других поверхностях в городской среде, сегодня часто расцениваются, как акт вандализма. В некоторых городах рисовать на стенах запрещено законом, чтобы не портить внешний вид города. Люди рисовали и писали на стенах еще с незапамятных времен, в основном, чтобы донести какую-то информацию до большого числа людей.
В наши дни некоторые граффити можно считать искусством, другие – просто пошлостью. А что же граффити значили для древних римлян?
Древне граффити Колизея. Эксперты заметили буквы "VIND", что, возможно, является частью слова vindicatio ("месть")
Интересные факты о древних надписях граффити
Оказывается, в Древнем Риме надписи на стенах были весьма привычным делом и в некоторых случаях даже поощрялись.
Если сегодня на стенах рисуют и пишут похабщину определенные круги населения, в Древнем Риме подобные "пошлые" граффити оставляли все, кому не лень, начиная от рабов до знати, о чем свидетельствуют сохранившиеся до сих пор древние надписи и рисунки в стенах Помпеев.
Стены зданий в Помпеях до сих пор хранят древние надписи, отлично сохранившиеся
Исследователи считают, что надписи на стенах в некоторых местах имели большое сходство с современными социальными сетями, где любой желающий мог оставить свое сообщение, или же ответить на предыдущее. На некоторых стенах сохранилась целая длинная переписка, где можно разобрать разные почерки.
Граффити могли не только наноситься краской, но и выцарапываться в камне
Исследователи перевели почти все надписи, обнаруженные на стенах погибшего в 79 году под слоем вулканического пепла города Помпеи. На стенах написаны признания в любви, проклятья, объявления, оригинальные афоризмы и многое другое. Вот только некоторые из них:
В баре слева от дверей: Мы, два милых человека, вечных друга были здесь. Если вы хотите узнать наши имена, то вот они: Гай и Авл.
Еще одна надпись из питейного заведения: Возлюбленные, как пчелы, так как их жизнь сладка.
В доме Капрасия Примуса: Даже за все золото мира я бы не продала своего муженька.
На одной из улиц: Жестокий Лалагус, почему ты не любишь меня?
В гостиной дома Пинариуса: Если кто-то не верит в существование Венеры, ему следует посмотреть на мою подругу.
Надпись внутри дома: Как только вы умрете, вы превратитесь в ничто.
В базилике: Сара, ты была не очень мила, так как оставила меня одного
В базилике: Виргула своему другу Тертию: ты отвратителен!
В доме Центенари: Мой сильный сын, сколько женщин побывали в твоей постели?