Обнаруживающий алкоголь прототип устройства, которое функционирует за счет работы датчиков, мгновенно определяющих пригодность водителя для управления транспортным средством, может спасти тысячи жизней, но до его применения на практике, вероятно, пройдет еще около 10 лет.
На днях в американском центре научных исследований и разработок QinetiQ, расположенном в городе Уолтеме (штат Массачусетс) произошла первая публичная презентация системы, которая может измерить содержание алкоголя в крови водителя, и если оно будет превышать установленную норму, то автомобиль просто не двинется с места. Устройство перед началом поездки ненавязчиво просит водителя пройти тестирование дыхания.
Система безопасности по обнаружению алкоголя в крови водителя использует специальные датчики, которые могут измерить содержание алкоголя двумя способами: либо путем анализа дыхания водителя, либо через кожу при помощи сложных контакт-сенсоров, расположенных, к примеру, на рулевом колесе или дверных замках. Оба эти методы ограждают водителя от необходимости принимать какие-либо дополнительные действия, поскольку если он будет трезв, то движению автомобиля ничего не будет препятствовать.
"Технология – это еще один способ обеспечить безопасность на дорогах", - говорит американский министр транспорта Рэй Лахуд (Ray LaHood), при этом подчеркивает, что создание системы было задумано в качестве добровольного для автопроизводителей дополнения к комплектации автомобилей. Дэвид Стрикленд (David Strickland), глава национальной администрации безопасности дорожного движения, который также присутствовал на демонстрации работы новой технологии, отметил, что данная система сможет помочь предотвратить более 9000 смертей, происходящих ежегодно по вине управления автомобилем в нетрезвом виде. Помимо прочего, он также признал, что тестирование пока еще на ранней стадии, и не станет коммерчески доступным раньше, чем через 8-10 лет.
"Системы не будут использоваться до тех пор, пока они не станут полностью бесшумными, ненавязчивыми и неизменно точными", - добавил Стрикленд. Первые 10 миллионов долларов на исследования были выделены автомобильной коалицией за безопасность дорожного движения, организацией, представляющей многих мировых производителей автомобилей.
Критики, такие как Сара Лонгуэлл (Sarah Longwell), специалист американского института напитков, сомневаются в том, что технология сможет быть усовершенствована до такой степени, что на нее можно будет полностью положиться и что она не заблокирует движение автомобиля, когда за руль сядет абсолютно трезвый человек.
"Даже если технология будет надежной на 99,9, все равно еще десятки тысяч автомобилей не будут трогаться с места каждый день", - говорит Лонгуэлл. Она также говорит о том, что установленный предел в 0,08 слишком высок, поскольку многое зависит и от того, как давно человек употребил спиртное и сколько он при этом поел. "Это ограничит возможность людей выпить бокал вина за ужином или пива на спортивной игре, а затем поехать домой, что является абсолютно безопасным и в настоящее время правовым во всех 50 штатах", - добавила она. Лахуд не согласен с тем, что технология вмешается в "умеренное социальное употребление алкоголя" и подчеркнул, что порог содержания алкоголя в крови никогда не будет установлен ниже нижнего предела.
"Во время презентации системы, молодая девушка чуть старше 20 лет выпила 50 граммов водки, через 30 минут она выпила стакан апельсинового сока, а в перерыве между ними она съела сыр и крекеры, тем самым специалисты, таким образом, смоделировали типичную социальную ситуацию", - говорит Бад Заоук (Bud Zaouk), глава отдела по безопасности перевозок компании QinetiQ.
Заоук подчеркнул, что при помощи обеих систем, как сенсорной, так и на основе дыхания, в крови женщины было зафиксировано содержание алкоголя в 0,06, из этого следует, что она сможет завести машину. Лора Дин Муни (Laura Dean Mooney), президент ассоциации "Матери против пьяного вождения", говорит, что технология сможет способствовать "лечению автомобилей". Муни, муж которой погиб в аварии по вине пьяного водителя 19 лет назад, подчеркивает, что когда-нибудь система станет такой же распространенной как подушки безопасности или антиблокировочная система тормозов, особенно если страховые компании будут стимулировать водителей использовать эти системы.