Исследования, проведенные в 12 крупнейших европейских странах, показывают отчетливые изменения в потребительских привычках людей. Европейцы стараются меньше тратить, покупать натуральные продукты, и не стесняются приобретать продукцию «сэконд хэнд». В России эпоха потребления еще не закончилась, а желания тратить и экономить идут в противовес друг другу.
Согласно данным, собранным во время 21 ежегодного исследования компании Observatoire Cetelem, Европа сейчас поглощена тем, чтобы больше экономить и меньше тратить. "Ничто никогда не будет прежним" - так считают 64 процента европейцев, которые, согласно докладу, уверены, что экономический кризис никуда не денется.
После "стресс-теста" европейской экономики в 2009 году, тенденция к сбережениям появилась во многих странах. Намерения экономить "достигли" 50 процентов (средний показатель по этим 12 странам), и выросли с 22 процентов в 2009 году до 34 процентов в 2010 году. В 2010 году большинство европейцев отметили, что в будущем они планируют экономить еще активнее. В России намерения экономить выросли с особой резкостью: 63 процента в 2010 году по сравнению с 22 процентами в 2009.
Исследование проводилось в 12 крупнейших европейских странах: в Германии, Бельгии, Испании, Франции, Венгрии, Италии, Польши, Португалии, Чехии, Великобритании, России и Словакии. Следует отметить, что впервые за десять лет больше всего хотят экономить люди в 4 основных странах Южной Европы – Испании, Франции, Португалии и Италии. В России в 2010 году желания экономить равнялись желаниям тратить.
Между тем, в среднем 53 процента европейцев планируют увеличить свои расходы, в то время как год назад таких "расточительных" граждан было около 65 процентов. Желание увеличить свои расходы особенно резко снизилось у немцев (с 82 процентов до 40). В России произошло снижение лишь на 8 процентов.
Однако, 63 процента россиян, опрошенных в этом году, намерены экономить, по сравнению с 22 процентами в прошлом. По данным Росстата, впервые траты россиян превысили их доходы в 2008 году, что говорит о том, что люди начали тратить свои сбережения. Теперь, видимо, пришло время пополнить их. Кроме того, 72 процента россиян уверены, что кризис существенно изменил потребительские привычки, однако, сами они не спешат их менять.
В Европе покупка и продажа товаров "сэконд хэнд" стала заметно активизироваться: около 40 процентов европейцев покупают и продают не новые товары. Все больше и больше покупок, в том числе и бывших в употреблении товаров, осуществляется через интернет. Наиболее активными на этом рынке являются немцы, венгры и поляки, в то время как в России, Португалии и Испании возможности этих каналов недооцениваются.
В России лишь 20 процентов людей заинтересованы в таких покупках, а самые популярные товары на вторичном рынке – это академические ресурсы, автомобили, одежда и игры.
Русские, испанцы и португальцы не являются сторонниками таких покупок из-за того, что риск быть обманутыми и получение товара плохого качества более значимы для них, чем возможные преимущества. Такой точки зрения придерживаются 67 процентов опрошенных россиян, а 38 процентов из них утверждают, что ранее использованный товар плохого качества. В то же время 37 процентов русских полагают, что покупка подержанных товаров – это хороший метод потреблять больше.
Также появляется новый тип потребителя, которого номинально можно назвать "покупатель-продавец". В отчете говорится, что намерения людей продавать бывшие в употреблении товары продолжают расти. В среднем в Европе 39 процентов населения приобрели "подержанные" культурные ценности, в России таких оказалось 20 процентов, автомобилями б/у в Европе пользуются 30 процентов людей, в России – 18, одежда – 27 процентов (по сравнению с 13 процентами россиян), игрушки – 22 процента (в России – 9 процентов).
Еще одна характеристика потребления, которая до сих пор главным образом свойственна Западу – это "экологизация" потребления. В Европе 63 процента опрошенных используют переработанную бумагу (43 процента в России), 40 процентов европейцев и 29 процентов россиян экономят воду и энергию при помощи специальной бытовой техники. Био-продукты покупаются в среднем 38 процентами европейцев и 30 процентами россиян.