Ребенок, который поздно начинает говорить, не испытывает больших поведенческих и эмоциональных проблем по сравнению с теми, кто начинает болтать очень рано, как показали новые исследования.
Дети, которые к 2 годам не так хорошо владеют речью, совсем немного хуже ведут себя в этом возрасте, но с 5 до 17 лет их поведение ничем не отличается от поведения их сверстников, которые начинают говорить раньше. Результаты новых исследований появились в июле в журнале Pediatrics.
У детей, которые начинают говорить поздно, по мнению исследователя Эндрю Вайтхауса (Andrew Whitehouse) из Университета Западной Австралии, не наблюдается каких-либо других задержек в развитии. "Оказывается, поздняя речь вовсе не является фактором риска, поэтому никаких эмоциональных или поведенческих проблем в будущем у этих детей не наблюдается, - сказал Вайтхаус. – Однако мы заметили, что если проблемы с речью продолжаются до школьного возраста, такие дети часто испытывают серьезные психические трудности".
Исследования Вайтхауса были первыми перспективными исследованиями развития речи и поведения. Он и его коллеги исследовали детей с самого раннего возраста, а затем следили за ними в течение долгих 17 лет. Эти дети родились в период с 1989 по 1991 год в городе Перт, Австралия. Когда им исполнилось 2 года, родителям нужно было заполнить анкеты, в которых они указали, когда ребенок начал говорить, какой словарный запас имел в определенном возрасте, а также их спрашивали об эмоциях и поведении. На такие же вопросы они отвечали, когда детям исполнилось 5, 8, 10, 14 и 17 лет.
Исследователи обращали внимания на факторы, которые могли замедлить развитие речи и повлиять на поведение, включая доходы семьи, образование матери и наличие отца в семье.
Результаты показали, что дети, которые с трудом начинали говорить к 2 годам (а таких было примерно 15 процентов), действительно имели кое-какие отклонения в эмоциональном и поведенческом смысле. Но к 5 годам 142 ребенка ничем не отличались от остальных 1245 детей, которые начали говорить в положенное время.
"Мы предполагаем, что поведенческие и эмоциональные проблемы, которые замечены в 2 года, связаны с психологическими трудностями из-за проблем с общением, - говорит Вайтхаус. – Однако как только у этих детей развивается полноценная речь, все проблемы исчезают".
Ученые планируют провести еще ряд исследований, чтобы определить, кто из детей попадает под риск развития проблем с речью, которые связаны с большими психологическими проблемами в детстве. Для большинства детей, как выяснилось, поздняя речь вовсе не причина для беспокойства.
"Самое лучшее в такой ситуации для родителей – это поместить детей в среду, где они смогут быстро научиться разговаривать. Например, следует играть с детьми, постоянно говорить с ними, задавать вопросы и так далее", - добавил Вайтхаус.