Независимо от того, нравится ли вам Гарри Поттер, или же вы презираете фильмы подобного содержания, всему этому есть психологическое объяснение.
Рассел Вебстер (Russell Webster), доктор психологии в университете Канзаса, недавно пришел к выводу, что люди чувствуют фантазийные фильмы по-разному, это и объясняет, почему некоторые любят их больше других.
По данным исследования Вебстера, люди участвуют в фантазиях на разных уровнях когнитивной и эмоциональной напряженности, что и помогает определить, насколько сильно им нравится та или иная фантастическая книга или фильм. "В таких фильмах, как "Властелин колец" или "Гарри Поттер" есть множество аспектов, которые притягивают людей", - говорит Вебстер. "Фантазия – это основа, с которой человек может "работать". У вас есть фантазия, в которой позже развиваются действия, драма, отношения или что-то другое, все это человек переносит на себя".
Для исследования, Вебстер определил фантазию как тип повествования (книга, фильм или произведение искусства), которое включает в себя сверхъестественные, нереальные или невозможные аспекты. Это отличается от научной фантастики, у относящихся к которой явлений часто есть объяснения, помимо невероятной силы.
Вебстер провел два эксперимента: в одном из них присутствовало письменное повествование, в другом – визуальное повествование. В первом эксперименте участники читали отрывок, описывающий восход солнца и должны были после прочтения представить себя либо наблюдающими за ним, либо летящими к нему навстречу. Во втором эксперименте участники смотрели на одну из картин (одна из них изображала человека, парящего в небесах, другая – человека, сидящего в доме). Соответственно, их также просили представить себя на месте этих людей.
"Мы хотели посмотреть, сможем ли предсказать субъективное состояние воображения каждого из людей", - пояснил Вебстер. "Мы также оценили эмоциональное состояние людей: насколько они наслаждались увиденным, насколько они погружались в то, что видели или слышали, и как чувствовали себя после этого".
Чтобы четче понять переживания людей, Вебстер также обратил внимание на две разные черты личности: склонность к фантазированию (при этом мечты и фантазии человека более активные и более явные) и поглощение (в данном случае человека больше заботят психологические задачи). Первая черта, как правило, описывает то, что происходит у человека в голове, в то время как вторая говорит о происходящем в его душе и сердце.
Люди с ярко выраженной склонностью к фантазированию, видели больше ярких образов, но эмоциональное участие у них не было активным. Люди, которых отличает поглощение, были активнее, эмоционально задействованы в происходящем, и находились в более позитивном настроении по окончанию экспериментов.
"Удовольствие рождается в сердце", - сказал Вебстер. "Также интересно, что когда некоторые люди сообщали о видении ярких образов, это не обязательно означало тот же уровень их эмоциональной вовлеченности или говорило о том, насколько им нравился сам процесс".
Это объясняет, почему некоторым людям нравятся фантастические образы во "Властелине колец" или в других фантастических фильмах, но они не могут получить истинного удовольствия от просмотра кино.
Тип фантазийного повествования (письменная или визуальная форма) также может играть роль в удовольствии. При чтении человек должен прилагать больше усилий при воображении повествования, чем при визуальных картинках. "Визуальное повествование в данном случае гораздо легче воспринимается, особенно, когда речь идет о кино, в котором есть движущиеся изображения, действие и драма. То есть там присутствует не просто фантастический элемент".
Вебстер также обнаружил, что даже в тех ситуациях, которые не включают в себя фантастические элементы, люди все равно вставляют свои фантазии. К примеру, когда участников в первом эксперименте попросили просто представить себе, что они наблюдают за восходом солнца, они очень часто себе воображали полет к нему.
"Это показывает, что люди создают свой собственный опыт и собственные фантазии, внедряя их в свою повседневную жизнь посредством мечтаний".