В эпической поэме "Одиссея", которая была написана в восьмом веке до нашей эры, греческий воин Одиссей теряется по дороге домой, возвращаясь с 10-летней Троянской войны, и тратит еще 10 лет на сражения с монстрами, чародеями, а также на сопротивления искушениям для того, чтобы вернуться домой и защитить свою семью от людей, которые пытались разворовать его состояние. На протяжении всего рассказа, Одиссей постоянно получает божественные наказания за проступки своих людей, и полагается на свою хитрость и решительность, чтобы выжить. Самое главное, даже осознавая то, что боги контролируют его судьбу, он бесстрашно борется за то, чтобы вернуться домой и защитить своих любимых людей.
Для греков Одиссей был героем, само слово происходит от древнегреческого "защитник". Однако, он был очень простым. Храбрый капитан олицетворял собой добродетель, а также те атрибуты, которые важны греческому обществу, поэтому для греческого народа, он – это объект для подражания.
Большинство людей в современном мире наверняка больше не боятся того, что на неизвестных островах могут прятаться монстры. Но, тем не менее, потребность в бесстрашных героях так и не исчезла. Сегодня, некоторые из наших героев – это солдаты, которые проявили доблесть, а также астронавты, которые, рискуя своей жизнью, исследуют космос. Мы также видим героизм людей, которые делают жизненно важные медицинские открытия, посвятив себя карьере, чтобы помочь бедным и обездоленным, или же исправить социальную несправедливость.
"Нам нужны герои, потому что они определяют пределы наших устремлений", - пишет ученый университета Санта-Клары Скотт Ла Бардж (Scott LaBarge). Перефразируя его слова, можно сказать, что мы определяем наши идеалы, выбирая себе героев, а, в свою очередь, наши идеалы (мужество и честь, к примеру) определяют нас. Герои символизируют качества, которыми мы бы хотели обладать, и амбиции, которые мы бы хотели удовлетворить.
К примеру, человек, который выберет себе в герои борца за права женщин крестоносцев Сьюзен Энтони (Susan B. Anthony) наверняка обладает иным представлением о человеческом совершенстве, чем тот, кто выберет модель или актрису, участвующую в реалити-шоу.
Тем не менее, определенные качества выделяются как особенно героические. К примеру, специалисты бизнес-школы Корнельского университета изучали 526 ветеранов Второй мировой войны. Они пришли к выводу, что 83 человека, которые принимали участие в боевых сражениях, описывали себя лояльными, самоотверженными, самодисциплинированными любителями приключений. Другие исследователи говорят о наличии таких же характеристик у лидеров, которым удавалось изменять организации и общества.
Герои часто храбры и могут вести за собой других, они решают проблемы, которые стоят перед обществом. И, что немаловажно, они часто любят риск. Как утверждает профессор психологии Фрэнк Фарли (Frank Farley) многие знаменитые героические личности в истории принадлежат к типу Т-личности, то есть это любители острых ощущений, которые не бояться подвергать себя опасности для достижения поставленной цели. В то время, как многие люди никогда не пойдут на серьезный риск, они ценят это качество в другом человеке, поэтому могут последовать за ним.
"Общество основано на вероисповедании героя", - заметил однажды историк 19 века Томас Карлейль (Thomas Carlyle). Многие люди все еще верят и стремятся убедиться в том, что в нашем обществе существуют те, кто воплощает в себе лучшие ценности нашей культуры. Они и становятся объектами для восхищения. К примеру, начиная с 1904 года Геройский фонд Карнеги выпустил более 9000 медалей, которые сейчас принадлежат людям, рисковавшим своей жизнью для того, чтобы спасти другого человека.