События
Мы привыкли к тому, что дикая природа - это место, где нет людей. В документальных фильмах о пустынях нашей планеты их тоже нет - присутствие человека в кадре портило бы наше восприятие мира, где людей в идеале быть не должно. В странах, где сохраняется коренное население, происходит все гораздо прозаичнее: на дворе 21-ый век, а не доисторический Эдем, поэтому, будьте добры, ассимилируйтесь в современный мир, - так рассуждают сильные мира сего. Если же хотите жить, как дикари, то это ваши проблемы.Фиона Уотсон, представитель единственной организации, борющейся за права коренного населения Survival International впервые увидела, как относятся к южноамериканским индейцам на их собственной земле в 80-ых годах прошлого века, когда изучала язык кечуа в перуанских Андах. "Племена народа Кечуа жили на этих землях со времен империи инков. Такой дискриминации и расизма по отношению к этим людям еще не было", - вспоминает Уотсон. За те 20 лет, что она работает в Survival International, она довела проблему дискриминации до министерского уровня. "Часто правительство смотрело на этих людей, как на отсталых и примитивных, и тогда это становилось предлогом для захвата их земель", - рассказывает она. " Им нужно стать такими, как остальной мир - это то, что можно было услышать в их адрес".
Кампания, которую проводит Фиона Уотсон сегодня, связана с дикими племенами, не имеющими контакта с внешним миром и проживающими на огромной территории реки Амазонки. Эти неуловимые и, по мнению многих чиновников, мифические народы попали под пристальное внимание общественности в 2008 году, когда фотографии ярко окрашенных представителей племени, сделанные управлением воздушного наблюдения, обошли весь мир. Снимки были сделаны в штате Акри (Acre) на северо-западе Бразилии, где по оценкам отдела неконтактных племен в Бразильском национальном управлении по делам индейцев - FUNAI, живут около 600 индейцев (четыре племени).
Другие неконтактные племена (около 300 человек) проживают на территории Массачо (Massacу) в штате Рондония на западе Бразилии. Уотсон говорит, что их общее число в Бразилии быстро растет, так как каждый год обнаруживают новые племена. За последние годы их количество выросло до 70. Изолированные от внешнего мира племена есть и в Перу, Боливии и Эквадоре.
По иронии судьбы, чем дальше экспедиции продвигаются вглубь бассейна Амазонки, тем больше вестей приходит о том, что там есть люди. Уотсон подозревает, что они намеренно избегали контактов с внешним миром. Поэтому так долго о них никто не знал - они попросту скрывались.
"Я думаю, что они с подозрением относятся к нам. Историческая память о тех временах, когда народов тропического леса истребляли пришельцы из Запада во время каучукового бума в конце 19-го века, еще жива. Они не настолько изолированы, чтобы совсем не знать, что происходит вокруг них", - считает Фиона Уотсон.
Инфекции, которые были нестрашны для покорителей Амазонки, оказались губительными для коренного населения. "Отдельные народы гораздо более чувствительны к таким болезням, как грипп или корь, поскольку у них нет иммунитета", - рассказывает Уотсон.
До 1987 года, когда FUNAI внедряла свою политику установления контактов с племенами и пыталось интегрировать их в общество, 50 процентов населения было уничтожено только за первый год. Ничего необычного в этом правительство не видело. "Если дело дойдет до насилия, индейцам со своими луками и стрелами не совладать с современными колонизаторами", - рассуждает Уотсон.
На западе бассейна Амазонки известны случаи геноцида со стороны фермеров, лесорубов и шахтеров по отношению к индейцам Рио-Пардо. Шахтеры хвастались убийствами, но из-за того, что племена на контакты не идут, а их число неизвестно, то сложно доказать наличие подобных случаев.
Яблоко раздора в этих взаимоотношениях - земля. Если ее не защитить, то племена исчезнут. "Больше всего потеряют они, потому что они живут на своей земле, от которой в большей степени зависят - это их средство к существованию. Но, так как они неконтактны, то они не знают о своих правах, соответственно, защитить себя они не могут. И это одна из причин, почему Survival International взяло под свое крыло этих людей", - говорит Уотсон.
В последний раз серьезная угроза исходила от программы ускоренного развития Бразильского правительства, направленной на массовое строительство дамб. Международная организация Survival International ведет борьбу, требуя остановить строительство двух плотин на северо-западе реки Мадьера, крупнейшего притока Амазонки. Схемы сооружений одобрены правительством, несмотря на то, что FUNAI предупредило о наличии по меньшей мере пяти групп неконтактных племен в зоне предстоящего строительства в Санто-Антонио.
Также FUNAI имеет доказательства об индейских племенах, живущих в 10-30 километрах от плотины Джирау (Jirau). Индейцы переселились, испугавшись, вероятно, шума и техники, в соседнюю область. Но там поблизости живут золотоискатели. Конфликты между представителями этих двух этнических групп могут привести к насилию и распространению болезней.
По мнению Уотсон, возведение инфраструктуры ущербно скажется на тропических лесах и их обитателях. "Не успеем оглянуться, как окажется, что тысячи людей были потоплены, деревья вырублены. Вторгаясь на территории коренных жителей, мы лишаем их дикой природы, от которой они зависят", - сокрушается она.
Недавний успех фильма "Аватар" - научно-фантастической эпической поэмы о племени Нави, живущем на планете Пандора, и вынужденным защищать ее священные сказочные леса от вторжения человека, может быть не случайным. И не случайно то, что создатель фильма, режиссер Джеймс Камерон посетил недавно Амазонку. На этот раз он говорил об угрозе огромного гидроэнергетического проекта Белу-Монти-Дэм в штате Пара.
Параллель между миром "Аватара" и ситуацией на Амазонке - главное оружие поборников неконтактных племен. "Аватар" действительно выражает ту колоссальную борьбу. Если эти проекты воплотятся в жизнь, то эти люди в один момент исчезнут с лица Земли", - резюмирует Фиона Уотсон. - " Они - самые уязвимые на нашей планете. Неужели мы встанем в сторонке, просто потому, что кто-то считает это прогрессом. Для кого? Не для них, это точно".