
Оправдывается ли производство генетически модифицированных свиней существующей проблемой "мертвых зон"?
Используемая учеными из университета Guelph (Онтарио, Канада) генетическая модификация включает фермент, известный как фитаза. Фосфор играет важную роль в росте костей, построении ДНК и РНК, а также в формировании клеток и органических процессов. Но большинство фосфора, поступающего из зерен, которыми питаются животные, желудок свиней не в состоянии переварить. Поэтому дополняющий фермент фитазы выступает в качестве меры экологической защиты. Фитаза переводит неусвояемый фосфор из зерна в доступную для усвоения форму.
Ученые потратили более десяти лет на поиск генетических секретов сбраживания органического фосфора. Предыдущие тесты показали, что генетическая модификация позволяет фитазе вырабатываться не только в слюне свиней, но и передавать это умение по наследству. Даже у животных в восьмом поколении все еще наблюдается этот ген.
Таким образом, в отличие от некоторых генетически модифицированных штаммов, которые обычны дороги для фермеров, такой вид свиней наследует генетические преимущества.
В Канаде утверждают, что выращивать генетически измененных свиней будут лишь в ограниченных количествах, в условиях контролируемого исследования. Прежде чем мясо таких свиней будет доступно для потребления человеком, пройдет не один год. Пресс-секретарь проекта Стивен Лисс рассказал National Geographic, что принятие трансгенной пищи станет значительным событием в генной инженерии.
Должны ли мы бояться массового производства еще одного вида генетически модифицированной пищи? Поскольку фосфор – это естественный и необходимый минерал, потенциальные риски менее страшны. А если учесть, что добавки фитазы основываются на генной инженерии, то это больше вопрос масштаба, а не принципа. Что касается ущерба, наносимого нашей эко-системе "мертвыми зонами", без предварительного расследования тут не обойтись.