События
Картины художников эпохи Возрождения отличаются особым мастерством. При их детальном рассмотрении кажется, что авторы обладали неким знанием, которое в то время было доступно далеко не всем. В своей работе художники опирались и на современные им научные знания об освещении, и на знания о размещении предметов в пространстве. Но были у них и свои секреты, которыми художники пользовались при написании картин, притягивающих зрителя внимательным взглядом изображенного на них человека. Таким же свойством отличаются и картины Рембрандта, которые вот уже несколько веков приковывают к себе взгляд зрителей. Недавно ученым удалось найти научное объяснение этому факту: художнику удавалось придать изображенному лицу естественную привлекательность благодаря тому, что он уделял большое внимание глазам.
Согласно гипотезе Стива ДиПаола из канадского университета, Рембрандт первым использовал технику написания, которая направляет взгляд зрителя по портрету и создает особый сюжет и успокаивающее восприятие изображения.
Чтобы выяснить особую технику Рембрандта, ДиПаола переделал с помощью компьютерной программы фотографии современных людей под четыре известных портрета художника, при этом выделив определенные части лиц моделей, а именно – глаза.
Затем он провел следующий эксперимент: совместно со своими коллегами он наблюдал за движением глаз зрителей, которых попросили посмотреть на фотографии и портреты, переделанные под Рембрандта.
ДиПаола заметил, что когда люди смотрели на портреты, переделанные под Рембрандта, их взгляд приковывался к глазам и не отрывался от них довольно продолжительное время. В результате, движение глаз самих зрителей было спокойным. Этот эффект достигается благодаря переходу из резких краев к размытым при написании картин. Называют эту технику также "потерянные и найденные края". Причем всем смотрящим больше понравились портреты, переделанные под Рембрандта, а не фотографии с однообразными деталями.
В ходе исследования впервые было научно проверено влияние этой техники, авторство которой приписывают Рембрандту, на зрителей.
Знал ли сам художник о том, как взгляд скользит по его картинам, или нет, но, несомненно, - Рембрандт угадал, как действует механизм человеческих глаз.