Творчество, которое определяется как порождение чего-то нового и полезного, исторически считалось процессом божественного вдохновения. Новое исследование выявило менее загадочную картину: творчество не только можно измерить, но и значительно улучшить.
В Университете Сиднея, например, исследователи разработали устройство "thinking cap" (думающая кепка), которое нацелено на то, чтобы способствовать творчеству, воздействуя электрической стимуляцией на мозг.
Чарльз Лимб (Charles Limb), американский специалист по слуху, саксофонист и адъюнкт-профессор в Университете Джона Хопкинса начал исследовать нейробиологическую базу творчества, изучая работу головного мозга джазовых музыкантов. Он и его коллега Д-р Аллен Браун из Национального Института Здоровья в США, сравнили показатели сканирования мозга исполнителей, которые играли по памяти и тех, кто импровизировал.
В исследовании обнаружили, что области мозга, которые регулируют торможение и самоконтроль, отключаются во время импровизации. Самовыражение и саморегуляция, наоборот, подключаются, тогда как сенсорное восприятие повышается.
Другими словами, музыканты стали настолько искусными в игре, что при импровизации они входят в своего рода автоматическое экспрессивное состояние. Нужно только дойти до такого уровня, когда вы полностью расслабляетесь и забываете все о том, что учили раньше.
В каком-то смысле невозможно заставить человека стать творческим, но можно улучшить способность входить в творческое состояние ума, хорошо изучив свою среду и тот навык, которым вы владеете.
Черты творческой личности
Работа Чарльза Лимба стала частью изучения творчества в других исследований, где выяснилось, что творчество - это больше, чем просто талант и высокий уровень интеллекта. Черты личности, такие как отсутствие конформизма, любознательность и настойчивость также ведут к креативности.
Способность генерировать новые идеи и сужать варианты также являются существенной частью творческого метода, утверждает Эндрю Мартин (Andrew Martin), психолог и профессор из Университета Сиднея. Те, кто хорошо решают задачи, определят цель и вопрос до того, как разделить их на части, затем будут исследовать, отсеивать, распределять, формировать идеи и часто даже отступать до того, как, наконец, придут к своей цели.
Также имеет значение социальный контекст и обстоятельства. За последние 35 лет, Тереза Амабайл (Teresa Amabile), профессор Гарвардской Школы Бизнеса , нашла достаточно доказательств для того, чтобы развенчать миф об одиноких гениях.
Инновационное мышление в такой же или большей степени связано с мотивацией человека и такими факторами, как опыт или врожденная креативность. Внутренняя мотивация или "страсть к выполнению чего-то" является особенно важной, и на нее часто влияет наше социальное, школьное или рабочее окружение.
Команда ученых под руководством Амабайл выяснили факторы, которые повышают творчество в организациях, и ими оказались: положительное соперничество и независимость, сильная поддержка группы и здоровые отношения с менеджерами и работодателями. Также важны время и финансирование, при условии, что остальные факторы учтены. Иногда сроки также могут стимулировать инновации, до тех пор, пока за ними стоит значимая причина.
С другой стороны, политическая борьба на рабочем месте, произвольные сроки и ограничения часто душат творчество.
Исследователи обнаружили, что люди больше всего выполняли творческую работу, когда у них была возможность поговорить с другими о задаче, которую они пытались решить.
Советы по развитию творческого мышления:
1. Следуйте своей страсти
2. Станьте мастером своего дела и набирайтесь опыта
3. Будьте любознательны и не бойтесь экспериментировать
4. Ищите сложные проекты при поддержке хороших менеджеров
5. Выясните, какая деятельность вызывает у вас творческое состояние
6. Будьте настойчивы и усердно работайте