Помните, как там у Пушкина: "О сколько нам открытий чудных Готовят просвещенья дух И опыт, сын ошибок трудных, И гений, парадоксов друг…" Увы, человеческий гений за все время своей истории накопил огромный опыт ошибок, связанный порой с элементарным невежеством.
Как известно, многие новые веяние в науке и культуре человеческой зачастую наталкивались на глухую стену непонимания, выстроенную из заблуждений, страхов, подозрительности и сомнений. Не случайно эти веяния считались ничем иным, как происками Сатаны, штучками дьявола, призванными поработить наши души.
Вы думаете, что подобные заблуждения были свойственны только нашим "темным" предкам, которым затуманили мозги во времена Средневековья? Отнюдь! Мракобесие все еще живет среди нас, ожидая своего часа, чтобы накинуться на новую жертву, обвиняя ее в службе Сатане.
Предлагаем читателям ознакомиться с десятью вещами и видами деятельности, ответственность за появление которых в мире людей возлагалась на дьявола. Тех же, кто считает, что такое было возможно только в стародавние времена, ожидает большой сюрприз.
Суеверия людей
Вилка
Инструмент, похожий на вилку, использовали еще древние греки при разрезании мяса. Однако вилка, как кухонная утварь, используемая для еды, появилась на Ближнем Востоке не ранее седьмого века.
Когда дож Венеции (титул главы этого государства в Средневековье) женился на византийской принцессе (это произошло в XI-ом веке), факт использования ею на празднестве золотой вилки при поедании мяса вызвал страшные подозрения у итальянского народа. Подозрения в связях принцессы с самим Сатаной.
В одной из исторических книг того времени, посвященных кухонной утвари, можно встретить такое высказывание: "Пища – это подарок от Бога, поэтому использование искусственных способов для того, чтобы подносить ее ко рту, подразумевает, что этот небесный дар не годится для того, чтобы его брать человеческими руками".
Неудивительно, что, когда принцесса скончалась от чумы, многие решили, что это было наказание Господне. Считается, что причиной подозрительности являлось сходство вилки с дьявольскими вилами. Именно с этими вилами древние греки и римляне изображали зачастую дьявола на своих картинах.
Понадобилось несколько веков, чтобы вилка смогла "прижиться" в Европе. Однако даже после этого к данному предмету кухонной утвари многие слои населения относились с большим подозрением. Одни считали, что ее используют только невежественные люди; другие связывали использование вилки в процессе принятия пищи символом изнеженности и избалованности.
Английский писатель и путешественник Томас Кориат, живший на рубеже XVI-го и XVII-го веков, активно ратовал за использование вилок во время еды. Он считал такой способ принятия пищи более гигиеничным, однако подвергался за это высмеиванию в обществе. Ему дали соответствующее прозвище – "Вилы". Кстати, на латыни это слово выглядит так – “Furcifer", что созвучно с английским "Lucifer", то есть "Люцифер".
Музыкальные инструменты
Внутри мусульманской культуры существует общераспространенное мнение, что музыкальные инструменты являются порождением Сатаны. Якобы дьявол позавидовал певучему голосу библейского Давида, посему и создал конкурирующие источники чудесных звуков.
В рамках этой же культуры существовала альтернативная версия, согласно которой такие инструменты, как лютня, тамбурин и флейта создал Тубан-Каин, знаменитый мастер из Книги Бытия и потомок Каина. Достаточно странный выбор для кузнеца, который, как отмечается в Книге Бытия, изготавливал превосходное оружие для убийц.
В сирийской культуре создание музыкальных инструментов приписывается дочери Каина, которая решила таким образом "отпраздновать" смерть Авеля. И хотя многие мусульмане утверждают, что в Коране не существует прямого запрета на музыку или песнопения, так как они осуществляются во славу Бога, в ультраконсервативной интерпретации музыка и музицирование – это харам (то есть запретные действия).
Согласно некоторым исламским течениям, музыка вызывает появление язв на теле, приводит к диабету и безумию, не соответствуя канонам духовности и этики. Омейядский халиф (представитель высшей знати из династии халифов) Умар ибн Абдул-Азиз, пользовавшийся в годы своего правления беспрекословным признанием у мусульман, не жаловал музыкальные инструменты и музыку.
Вот что он писал духовенству: "Пусть вашим первым наставлением для них будет ненависть к музыкальным инструментам, которые пришли от Сатаны и вызывают гнев Аллаха; я знаю из надежных источников, что посещение мест, где есть музыка и играют инструменты, взращивает ненависть в сердцах, как вода заставляет произрастать растения".
Читайте также: Какую музыку любили неандертальцы?
В христианстве также существовало течение, в котором Сатану определяли, как музыканта, основываясь при этом на Книге Пророка Иезекииля. В ней утверждалось, что Сатана, еще до своего низвержения, был херувимом, "ответственным" за музыку в Небесном царстве. После грехопадения он сохранил свои музыкальные навыки, распространяя тлетворное и опасное музыкальное влияние по всему миру.
Умение Сатаны играть на тамбурине и духовых музыкальных инструментах представлялось, как нечто, что было неотъемлемой частью природы дьявола с самого его рождения. Впрочем, существует немало других отсылок к музыкальным инструментам в Священном Писании, из которых не очень понятно, действительно ли Сатана до грехопадения был "дежурным по музыке" на небесах.
Социализм
Не только некоторые материальные предметы или определенная творческая деятельность считались дьявольским изобретением на Земле. Существует почитаемое направление христианского социализма, в котором некоторые последователи этой, если можно так сказать, "левой идеологии" видят отражение учений Иисуса.
"Правые" же христиане верят, что социализм суть махинации Сатаны. По их мнению, основы социализма были заложены еретическими вероучениями итальянского монаха Иоахима Флорского, который разделял всю человеческую историю на три периода: период Отца, период Сына и период Святого Духа.
Как считал Иоахим Флорский, церковь начала "отмирать", когда решила создать своеобразную духовную утопию. Тем немногим, кто еще знаком с трудами Карла Маркса, эта фраза может показаться знакомой: немецкий философ говорил нечто подобное, но о государстве, считая, что оно "отмирает", создавая материальную утопию.
Известные анархисты, типа Прудона, а позднее Бакунина, будучи сторонниками социализма, прямо писали в своих работах, что, дескать, их задача – пробудить дьявола в сердцах людей, вызвать в них первобытные чувства. Якобы только это поможет разрушить старый мир, что, по их мнению, станет основой созидания. Неудивительно, что после таких высказываний религиозные деятели объявляли социализм дьявольским изобретением…
Можно было встретить их заявления, согласно которым Сатана специально придумал социализм, чтобы попытаться взять под свой контроль Землю. Мол, в свое время Господь завещал Землю Адаму, но у того ее отобрал дьявол. Затем на Землю пришел Иисус и вернул наш мир в руки человечества.
Однако Сатана якобы пока не оставил свои планы по захвату Земли через создание социалистических государств, так что будьте осторожны в выборе своих политических взглядов… Отличный инструмент для манипулирования взглядами определенных многочисленных категорий граждан, не так ли?
Заблуждения и мифы
Курение
Испанцы были первыми европейцами, которым в свое время в руки попал курительный табак. Его в качестве подарка вручили испанскому мореплавателю Христофору Колумбу индейцы, однако Колумб не оценил их щедрость, выбросив подарок за борт. На самом деле, испанцы тогда просто не поняли, что они должны были делать с этими засушенными листьями.
Испанцы же стали первыми, кто забил тревогу, увидев жуткое зрелище – выходящий изо рта людей дым. И дело здесь было вовсе не в заботе о здоровье! Испанцы решили, что человек, выдыхающий изо рта дым, одержим дьяволом. И, как водилось в те времена, инквизиция приговорила первого курящего европейца к крупному тюремному сроку (и это было еще мягкое наказание!).
© MrKornFlakes / Getty Images Pro
Этим бедолагой был член экспедиции Христофора Колумба, матрос по имени Родриго де Херес. Можно сказать, что это была самая первая антитабачная компания в мире! Произошло это в 1501-ом году. А спустя всего лишь тридцать лет на территории Европы уже начали появляться первые табачные плантации, заложенные теми же испанцами. Однако это вовсе не означает, что с тех пор табакокурение стало восприниматься благосклонно на всей территории Европы.
Король Яков I Английский (он же Яков VI Шотландский), правивший Шотландией с 1567-го года, а Англией – с 1603-го года, неоднократно заявлял, что курение – это дьявольское изобретение. Он даже написал своеобразный научный трактат, названный A Counterblaste to Tobacco (по сути, что-то вроде брошюры "О вреде табака").
В своем труде Яков I называл курение "отвратительной привычкой безбожных дикарей" и, что еще хуже – французов и испанцев. Курение считалось смертным грехом в России и на Ближнем Востоке; а папа Климент VIII грозил отлучением от церкви за курение в любом святом месте. А в это время испанцы уже 70 лет выращивали табак на своих плантациях…
Телефон
Американский писатель Амброз Гвиннет Бирс однажды назвал телефон "изобретением дьявола, которое отменяет возможность выражать несогласие с человеком, держась от него подальше". Бирс был также юмористическим автором, поэтому его сатирический посыл вполне понятен.
Однако же, когда первый телефон увидел свет (или мир увидел первый телефон), нашлось немало людей, которые взаправду разглядели в этом изобретении дьявольское происхождение, восприняв саму возможность беседовать с кем-либо, находясь на большом расстоянии от него, с огромной подозрительностью.
После демонстрации 1896-го года телефона в Швеции, многие не очень образованные люди высказывали опасение, что это была магия; мол, телефонные провода способны притягивать молнии и дьявольскую сущность. Церковные служители также открыто хулили телефон, как инструмент Дьявола. Неудивительно, что телефонные провода нередко обрывали саботировавшие телефонную связь фермеры.
На американском континенте, в Пенсильвании, сектанты-аманиты и меннониты, будучи сторонниками протестантских деноминаций, придерживались подобных же взглядов. Их сообщества существовали как бы в изоляции от остального мира, придерживаясь собственных взглядов на мораль и многие другие вещи; у них была своя одежда, свои традиции и манера общения (зачастую невербальная).
Новые формы коммуникации были восприняты самой настоящей угрозой их устоям (включая правилам общения лицом к лицу, как того требовало их общественное устройство). Для таких людей не было никаких сомнений в том, что телефон – это дьявольское изобретение, как, впрочем, и телефонные линии.
Если проследить за тем, как постепенно входила телефонная связь в жизнь людей, можно увидеть множество презабавных историй. Взять, к примеру, установку одного из первых телефонных аппаратов во дворце императора Менелика II в 1889-ом году, в столице Эфиопии Аддис-Абебе.
С крайним недовольством эту новость встретили духовные лица, которые резко высказались против новой технологии. Восемь представителей духовенства дошли до трона императора, объявив тому, что телефон в его дворце – это происки Шайтана. Они заявили, что аппарат следует убрать, а затем публично уничтожить при большом скоплении народа на дворцовой площади.
Менелик дипломатично заявил, что их опасения "разумны", и что он вернется к этому вопросу на следующий день. Затем он связался (быть может, позвонил?) главе эфиопской церкви и представителю высшего духовенства, слезно пожаловавшись на то, что священники вмешиваются в его видение развития государства, заявляя, что телефон – от дьявола.
Кроме того, Менелик сообщил, что это похоже на саботаж представителей церкви, который даже зародил в его голове зерно сомнения в необходимости держать подле себя представителей ортодоксальной церкви. Услышав такие речи, Патриарх заверил, что больше ни один священник не посмеет встать на пути у Императора, чтобы помешать тому развивать страну по своему разумению. И слово свое сдержал.
Кости
Возможно, для вас не станет открытием тот факт, что азартные игры считались грехом еще во времена Средневековья. Считалось, что такие игры потворствуют идеям богохульства и идолопоклонничества; про самих же игроков говорили, что они поклонялись и молились языческим богам, вместо бога истинного.
Возможно, это связано с тем, что игру в кости ассоциировали с языческим гаданием, для которого использовались кости животных, бросаемые на стол. Согласно записям современного лексикографа Бернадетта Патона, итальянские монахи считали игру в кости формой некоего сатанинского обряда, утверждая, что игроки "почитали волю костей выше воли Господа".
Джон Мирк, английский священник XIV-го века, соглашался с ними, заявляя, что "священник, который кидает кости на игровой стол, в этот же самый момент бросает свою душу дьяволу! Он превращает игровой стол в алтарь для себя, через который он вверяет благо церкви дьяволу, как и благо других. За ложной клятвой и другими видами обмана скрываются его корыстные желания".
Доминиканский священник Гавриил де Барлетта также говорил: "Точно так же, как Бог придумал двадцать одну букву алфавита, Дьявол придумал кости, на каждой из которых он разместил двадцать одну точку". Звучит убедительно, если принять во внимание тот факт, что священник имел в виду латинский алфавит, который первоначально включал именно такое количество букв…
В одном из стихотворений того же XIV-го века говорилось, что кости придумал римский сенатор, а принудил его к этому дьявол. Кости стали символом падения (грехопадения); каждая же сторона с точками на кости противопоставлялась одному святому элементу: одна – Богу, две – Богу и Деве Марии, три – Святой Троице, четыре – евангелистам, пять – ранам Христа, а шесть – шести дням Сотворения Мира.
Ложные представления
Смурфики
Трепещите, поклонники вселенных DC и Marvell: комиксы – это порождение дьявола. По крайне мере так утверждали в 1980-ых годах некоторые представители религиозного мира. Эта идея возникла среди членов религиозной организации Свидетели Иеговы. Однако они обвиняли не все комиксы подряд, а только комиксы про смурфов, впервые увидавшие свет в 1958-ом году.
Члены организации Свидетели Иеговы тех лет были убеждены, что куклы-смурфы (они же смурфики) специально изготавливались, чтобы, ожив, начать сквернословить и кусать детей. Да и обстоятельства появления смурфов в оригинальных комиксах говорят о том, что они имели явное демоническое происхождение в этом мире.
Если все услышанное кажется вам всего лишь временным помешательством некоторых членов организации, вы глубоко ошибаетесь. На самом деле, эти "веяния" были весьма популярными в определенное время. Досталось не только смурфикам. В одном из популярных американских шоу 2011-го года "исчадьем ада" были объявлены персонажи другой популярной франшизы, появившейся в начале 1960-ых – "My Little Pony" (то есть "Моя маленькая пони").
Читайте также: Фильмы научились преобразовывать в комиксы
Известная телеевангелистка Дороти Сполдинг, слову которой внемлют сотни тысяч, заявила, что, по ее мнению, "My Little Pony" – это порождение Сатаны. Затем она перешла на многострадальных смурфиков, после чего поведала такую историю: один маленький мальчик не мог ночами уснуть, пока его родители не собрали все постельное белье с изображением смурфов, занавески, коврики, книги и рисунки, и не сожгли все это на заднем дворе своего дома.
После этого они прошлись по комнате, обрабатывая ее елеем и призывая ангелов очистить помещение. Это заявление телеевангелистки Сполдинг увидели сотни тысяч человек; комментарии, оставленные зрителями под видео, были вовсе не так однозначны, как вы могли бы подумать. К примеру, кое-кто утверждал, что Папа Смурф (один из главных персонажей франшизы) представляет собой образ Карла Маркса.
Мир смурфов, созданный в комиксах (его экономика и структура), якобы напоминает коммунистическое общество. Красное одеяние Папы Смурфа говорит само за себя. Впрочем, другие считают, что колпак персонажа говорит о его принадлежности к секте Ку-клукс-клан. Воспринимать ли серьезно такие заявления – решать вам. Но для начала вспомните, что говорили всего лишь три века назад об обычной вилке…
Крест
Да-да, не удивляйтесь – отношение к этому наполненному сакральным смыслом символу многих верований далеко не во все времена было таким однозначным. Возможно, не все знают, что крест, как религиозный символ, изначально использовался в язычестве (первыми были древние египтяне).
Не случайно, к примеру, приверженцы некоторых религиозных течений считают крест вовсе не символом христианства, но результатом происков дьявола, которому удалось насадить языческие традиции. В этом уверены, к примеру, приверженцы "Церкви Великого Бога", являющейся ветвью одного из религиозных движений (армстронгизма), основанного Гербертом Армстронгом в 1933-ем году.
В доказательство приводится тот факт, что крест не использовался в обществе в качестве христианского символа до времен императора Константина I Великого, правившего с 306-го по 337-ой года. Да и был ли крест, увиденный императором во время своего чудесного знаменитого видения на поле битвы, символов Бога, но не дьявола? И вообще – уж больно он похож на символ сиро-финикийского бога природы Таммуза, напоминающий букву "Т", которая, в свою очередь, похожа на крест.
В качестве другого довода приводится тот факт, что у римлян было два вида распятия. Один, представляющий собой пересечение вертикальной и горизонтальной линий, хорошо нам знаком. А вот другой крест связывают с образом мучеников, которых избивали кожаными плетьми, сдирающими кожу. А затем заставили тащить свои кресты до места собственной казни, после чего несчастных привязали или прибивали к ним.
Приверженцы таких крайних религиозных течений говорят, что в Библии нет четких указаний на то, на каком кресте Иисус принял страдания, а также на то, каким крестом пользоваться. Также их возмущает тот факт, что "способ казни" в принципе используется в качестве религиозного символа. Якобы, не иначе тут замешаны дьявольские происки. Как бы то ни было, крест остается одним из главных символов христианства.
Религиозные предрассудки
Футбол
Все знают библейскую историю, согласно которой человечество попыталось сравниться в величии с Богом путем строительства Вавилонской башни. В наказание Бог смешал все языки, рассеяв людей по миру. Нигерийская евангелистка Эванг Адебайо считает, что футбол является еще большим грехом, чем строительство Вавилонской башни; по ее мнению, это форма идолопоклонничества, придуманного самим дьяволом.
Да, именно так! С одной стороны, футбол стирает границы между классами, цветами кожи, национальностями и религиями. Но посмотрите на это дело с другой стороны: разве мы не начинаем создавать себе кумиров из любимых команд и отдельных футболистов? Все это Адебайо считает дьявольским планом, призванным объединить народ ради создания одного правительства, управляемого самим Антихристом.
По мнению евангелистки, существует дух (или, если хотите, бог) футбола, который есть сам Сатана. Есть у него и свой храм – стадион Маракана в Бразилии, которые многие так и называют – храм футбола. Футбол не принесет нам радости, уверена Адебайо и ее многочисленные последователи. По ее мнению, за этой игрой скрывается страшная тайна.
Эванг Адебайо как-то сказала: "Вы любите футбол потому, что вы одержимы демоном футбола. Почти каждый в мире одержим этим демоном – лишь некоторые остались в стороне. Многие были поражены еще в утробе или будучи младенцами". По мнению евангелистки, футбол подстегивает аморальное поведение и отвлекает людей от творений Бога.
Он также пестует и другие грехи: сквернословие, насилие, злобу, азарт, пьянство, колдовство, жертвоприношение и гомосексуальность. В доказательство она приводит факт использования нигерийскими болельщиками амулетов и оккультных символов, которые открывают им дорогу напрямую в ад… Интересно, почему Адебайо так взъелась на футбол? Быть может, из-за того, что команда Нигерии по футболу так и не вышла из группы на Чемпионате мира по футболу в России?
Театр
В 1632-ом году пуританин Уильям Принн написал некий труд под названием "Трагедия актера", в котором убеждал читателей в том, что театр – это греховное порождение Сатаны. Принн был особенно возмущен тем количеством дорогой и качественной бумаги, которую использовали для написания слов актерам, а могли бы использовать для распространения слова Святого Писания.
Принна огорчал большой объем сценариев для пьес, а также то, что пьесы Шекспира печатались на так называемой королевской бумаге, превышавшей по качеству ту, на которой порой печаталась Библия. Актеров же и драматургов Принн называл "мастерами разврата, негодяями, пьяницами и безбожниками", которые явно участвуют в обрядах поклонения Сатане.
Впрочем, как показали последующие события, Принн, мягко говоря, несколько переборщил с "мастерами разврата", так как супруга короля Карла I, королева Генриетта Мария Французская, не раз участвовала в маскарадах на пасторальную тему, различных постановках и пьесах (не говоря уже о том, что она очень часто помогала их организации).
За свою нетерпимость к актерскому труду Принн был приговорен к штрафу размером в пять тысяч стерлингов серебром, лишению звания юриста, а также пригвождению за уши к так называемому позорному столбу. Надо сказать, что на этом проблемы принципиального Принна не закончились, но это уже другая история.
Но вернемся к театру: в 1910-ом году пастор Исаак Холдман опубликовал рекламное объявление в старейшем печатном издании США The New York Times. В этом объявлении он оповещал, что театр – это изобретение Сатаны, а также хвастался тем, что за свою жизнь ни разу не посмотрел ни одной пьесы. Холдман сравнивал театр с игрой в карты и танцами, которые, по его мнению, приносят лишь вред человечеству.
Впрочем, были у Исаака Холдмана и другие взгляды, за которые сейчас его назвали бы самым закоренелым мужским шовинистом (каковым он, собственно, и являлся). И если вы думаете, что его мнение мало кого интересовало, то глубоко заблуждаетесь: Холдман был пастором Первой баптисткой церкви огромного Нью-Йорка, а посему его идеи было кому оценить.
Зачем нагло врать? Или просто от каждой редакции требуется, в публикуемых статьях, хоть разок лягнуть Свидетелей Иеговы? В статье ни одного суеверия из Православия, хотя там этого добра хватает на сотню подобных статей. Гундяев заказал и оплатил статейку?