Когда речь идет о необходимости налаживания отношений, которые требуют определенного плана и, если можно так выразиться, правил игры, то не существует более подходящих кандидатур для проведения переговоров, чем… дети. К этому мнению пришли шведские ученые из Университета Гетеборга (University of Gothenburg) , которые изучали то, как ведут себя маленькие дети в кругу ровесников, а именно: что становится предметом спора у детишек, как они придерживаются его в споре, как договариваются, какие стратегии переговоров при этом используют.
Исследователи наблюдали за детьми в возрасте от двух до трех лет. Переработав большое количество информации, ученые пришли к выводу, что дети действительно являются искусными переговорщиками. Когда малыши натыкались на какую-то проблему (которую взрослые назвали бы конфликтной ситуацией), они проявляли неожиданную изобретательность, креативность, энтузиазм, заинтересованность, активность и способность разрешать сложные вопросы, пользуясь весьма эффективными стратегиями ведения переговоров. Правда, переговоры, в основном, имели две простые цели – прийти к согласию по поводу того, чтобы участвовать в игре всем вместе и сформировать для этого, собственно, правила игры.
С точки зрения педагогики можно сделать следующий вывод из результатов исследования – родителям не следует вмешиваться в общение очень маленьких детей. Стоит лишь дать малышам время! Игры, в которых дети ведут друг с другом какие-то переговоры, отлично вписываются в стратегию развивающих игр для детей, способствующих развитию речи. Сам факт того, что дети учатся в таком маленьком возрасте находить пути решения проблем путем переговоров, является отличным способом развития социальных навыков в раннем возрасте, которые пригодятся им в будущем.
"Более того, родители не должны мешать этому процессу, считая, что между детьми назревает конфликтная ситуация, так как у играющих детей могут быть разные подходы к ведению переговоров по тому или иному поводу", - уверен один из исследователей, Тоджер Олвестад (Torgeir Alvestad) . Специалисты уверены, что в результате переговоров, которые увенчались успехом (то есть, стороны пришли к соглашению, и малыши договорились насчет правил игры), дети учатся понимать лучше друг друга. Таким образом, они развивают свое воображение. Никто не оспаривает тот факт, что в любом споре – даже в таком, в котором участвуют спорщики, еще не выросшие из памперсов – многие стремятся проявить силу, попытки манипулирования, доминантность. Однако, если взять за основу стратегию ведения переговоров детишками и их умение находить консенсус, то, по мнению специалистов, взрослым есть чему поучиться у самых маленьких детей.