Чем дольше человек говорит на двух и более языках, тем сильнее у него развиваются когнитивные навыки. Все больше исследований говорят о том, что регулярное использование в речи двух языков приводит к улучшению умственной деятельности.
В статье, опубликованной в журнале Science специалистом из Калифорнийского университета Джаредом Даймондом (Jared Diamond), описываются подробности исследования двуязычия и оказываемое им воздействие. Даймонд начал задаваться вопросом относительно влияния на мозг двуязычия после того, как узнал, что горцы Новой Гвинеи общаются на 5-15 языках.
"Возможность использования в речи двух языков, причем, не зная на каком из них вам придется общаться в следующую минуту в буквальном смысле "переворачивает" наш мозг", - говорит Эллен Бялисток (Ellen Bialystok), специалист Йоркского университета в Торонто, чьи работы Даймонд неоднократно цитирует в своей статье.
"Система координации внимания, которая имеет решающее значение при формировании мысли – самая важная часть нашего когнитивного сознания, и именно улучшения в работе этой системы наблюдаются, когда человек разговаривает на двух языках", - отметила она.
"Эта система помогает нам удерживать определенную цель в сознании, принимать меры для достижения этой цели, а также игнорировать другую информацию, которая может отвлечь нас от этой цели», - говорит Альберт Коста (Albert Costa), который также занят изучением вопроса двуязычия в одном из университетов Барселоны. «Вопрос состоял в том, могут ли люди, которым постоянно приходиться контролировать два языка, развивать свою систему координации внимания, в итоге был получен положительный ответ", - добавил он.
"Эффект намного сильнее проявляется у детей и у пожилых людей", - продолжает Коста. Именно в этих возрастах система функционирует хуже. Бялисток также отмечает, что двуязычные люди лучше справляются с многозадачными испытаниями, в том числе и с теми, которые моделируют одновременно вождение и разговор по мобильному телефону. "Не заблуждайтесь: все испытуемые плохо справлялись с поставленной задачей, но двуязычные люди, все же были лучшими среди худших", - добавила Бялисток.
Бялисток проводила свои исследования на людях, которые в разные периоды своей жизни стали двуязычными. При этом, чем дольше человек говорил на нескольких языках, тем сильнее были развиты его когнитивные способности. Причем, эти навыки развивались даже, когда человек в более позднем возрасте становился двуязычным.
Все же, за то, чтобы стать двуязычным, вам все-таки придется заплатить определенную цену. "Билингвам нужно несколько миллисекунд для того, чтобы подобрать нужное слово на нужном языке. У них есть некоторые проблемы этого плана", - поясняет Бялисток. "У двуязычных детей словарный запас каждого из языков меньше, чем у детей, которые разговаривают на одном языке. Вероятно, словарь каждого из языков у них менее многообразен, но, тем не менее, в общем они знают больше слов".
При этом, исследователь утверждает, что все же улучшение функционирования системы координации – это более важный аспект, чем небольшие различия в словарном запасе или отставание на миллисекунды при поиске нужного слова.
Тем не менее, все полученные выводы несколько абстрактны, поскольку трудно брать за основу лабораторные испытания, которые показывают лучшую работу мозга у двуязычных людей, неизвестно какими будут результаты, если исследовать их на рабочем месте или в других условиях окружающей среды.
В одном из исследований, проходившем в реальности, а не в лабораторных условиях, Бялисток удалось доказать, что двуязычные пациенты лучше справляются с болезнью Альцгеймера.
"Как минимум в двух не связанных между собой исследованиях, нам удалось четко продемонстрировать, что, при прочих равных условиях, люди, которые провели свою жизнь, общаясь на двух языках, в большей степени способны справиться с патологией Альцгеймера", - сказала она.
"У таких людей симптомы заболевания появлялись в среднем на 4 года позже, чем у тех, кто общался на одном языке. При этом, после того, как болезнь начинала разрушать некоторые области мозга, двуязычные еще поддерживали его нормальное функционирование".
В целом, данные свидетельствуют о том, что двуязычие должно быть обязательно введено, особенно в одноязычные общества.