Никогда не поздно выучить иностранный язык. Удивительно, но в контролируемых условиях взрослые даже лучше детей усваивают новый язык.
Широко распространено мнение о том, что дети младше 7 лет очень хорошо поддаются обучению новому языку, потому что их мозг гораздо легче "перестраивается", и потому что они используют то, что называется неявной памятью, то есть изучают иностранный язык неосознанно. Взрослые, как полагается, опираются на явную память, при помощи которой они активно изучают правила нового языка. Однако, некоторые лингвисты озадачены тем, что отражает ли эта очевидная разница наше отношение ко взрослым и маленьким детям в процессе обучения языку, или все же дело в различиях головного мозга. "Если взрослый допускает ошибку, мы редко его поправляем, чтобы не обидеть", - говорит Сара Ферман (Sara Ferman), лингвист Телль-Авивского университета в Израиле.
Ферман и ее коллеги провели эксперимент с участием 8-летних, 12-летних детей и взрослых, в котором они должны были выучить новое языковое правило. В составленной правиле глаголы были написаны и произносились по-разному в зависимости от того, на какой предмет они ссылались: на одушевленный или на неодушевленный.
Участникам не было этого сказано, но их попросили прослушать список пар глагол-существительное, а затем из предложенных вариантов выбрать правильную пару глаголу. Исследователи установили, что 5-летние дети плохо справлялись с поставленной задачей, поэтому они не принимали участие в эксперименте. Все участники были протестированы еще раз два месяца спустя, чтобы проверить, что они запомнили.
"Взрослые показали наилучшие результаты во всем критериям", - говорит Ферман. Когда специалисты попросили 8-летних детей применить изученное ранее правило к новым словам, практически никто не справился с заданием, в то время, как большинство 12-летних и взрослых (около 90 процентов) успешно справились с задачей. Ферман подчеркнула, что взрослые отлично прошли все тестирование, причем у взрослого человека есть большой потенциал для изучения нового иностранного языка.
Взрослые и 12-летние дети обдуманно применяли правило, поэтому у них все получалось. "Это показывает, что явная память в данном случае имеет решающее значение", - говорит Ферман, которая представила результаты своей работы на Международном конгрессе по языковому обучению детей в Монреале.
"Результаты нас просто изумили, особенно то, что детское произношение оказалось гораздо хуже, чем у взрослых участников эксперимента", - говорит Дэвид Бердсонг (David Birdsong), специалист из университета Техаса. Однако, многие другие специалисты говорят о том, что результаты подобных искусственных экспериментов не обязательно могут быть применимы в реальном мире.