Эксперименты с собаками, шимпанзе и другими умными животными показывают, что люди – это не единственные существа, которые могут запоминать значение слов. Нас отличает то, что мы можем группировать слова таким образом, чтобы получался смысл. Иными словами, умение формировать предложение, а не словарный запас, - это истинный признак языка.
Теперь же группа исследователей, изучающих нейронные основы языка, выявила мозговые пути, которые позволяют людям объединять слова в предложения. Этот путь отличается от того, который использует человек для того, чтобы вспомнить значение отдельных слов (а именно эту способность мы разделяем с животными).
Большинство предыдущих работ по неврологии было сосредоточено на пучках нейронов в двух областях мозга, называемых областью Брока и областью Вернике (два основных центра обработки языка). Давно известно, что регионы связаны друг с другом верхним и нижним соединительными путями, состоящими из особых липидных клеток, несущих нервные сигналы, но эти клетки не были изучены также подробно, как нейроны в самих регионах. Новое исследование опубликовано в последнем номере научного журнала Neuron, оно впервые демонстрирует важные и различные роли верхнего и нижнего соединительных путей.
В то время, как нижний путь ответственен за словарь, верхний путь отвечает за способность формировать предложения.
Чтобы прийти к таким выводам, исследователи использовали магнитно-резонансную томографию для визуализации мозга людей, страдающих от нейродегенеративной болезни под названием "афазия", которая влияет на их языковые навыки. Одновременно с этим пациентам было дано задание пройти тест, в результате которого они демонстрировали свои способности в понимании словосочетаний и формировании предложений.
Исследователи обнаружили четкое различие между пациентами, имевшими повреждения верхнего пути и теми, у кого был поврежден нижний путь. "Если у вас поврежден нижний путь, у вас есть проблемы с лексикой и семантикой", - говорит ведущий специалист исследования из университета Аризоны Стивен Уилсон (Stephen Wilson). "Вы забываете название вещей, предметов, но у вас очень четко получается строить предложения. И, наоборот, с повреждениями верхнего пути пациент хорошо помнит название каждой вещи, он хорошо ориентируется в словах, он их понимает и помнит, но когда дело доходит до выяснения смысла сложного предложения, с этим такой человек справиться не может".
Если кажется, что умение различать смысл слов и умение понимать и формулировать предложения – это две вещи, неотделимые друг от друга, рассмотрите следующий пример. Исследователи задали пациентам ситуацию: человек шел вдоль железнодорожных путей, он не услышал приближающийся поезд, что случилось с человеком? Здоровый индивид отвечает, что человек попал под поезд. Однако, человек, у которого поврежден верхний путь, но абсолютно нормально функционирует нижний путь, отвечает: "поезд, человек, удар".
Это напоминает примитивный язык, которому можно научить шимпанзе. К примеру, Ним Чимпски (Nim Chimpsky), шимпанзе, которого ученые обучили языку жестов в 1970-х годах. У Нима не было никаких способностей к синтаксису, поэтому он "писал" беспорядочный набор таких слов, как "дайте апельсин мне дайте поесть апельсин мне поесть апельсин вы дайте мне есть".
Исследователи также протестировали способность пациентов понимать предложения типа: девочка, которая толкает мальчика, зеленая. Затем им показали две картинки и спросили, какая из картинок описывает только что сказанное. На одной из картинок была изображена зеленая девочка, толкающая мальчика, а на другой девочка толкала зеленого мальчика.
"В итоге, те, у которых были повреждены только нижние пути, справились с заданием, что говорит о том,что повреждения не влияют на способность человека понимать смысл слов. Однако, те, у кого был поврежден верхний путь, не смогли отличить зеленых мальчиков от зеленых девочек", - подытожил Уилсон.