Согласно данным нового исследования, в рамках которого анализировалось поведение детей начальных школ Среднего Запада, большинство девочек в возрасте от 6 лет уже начинают думать о себе как о сексуальном объекте.
Прошлые исследования показывали, что девочки и женщины думали о себе просто как о сексуальных объектах, однако, новые данные являются первыми в своем роде, которые показывают, что у молодых девочек проходит самостоятельная сексуализация. В исследовании также отмечаются определенные факторы, которые защищают девочек от объективизации себя.
Психологи одного из колледжей штата Иллинойс использовали бумажных кукол для оценки самостоятельной сексуализации 6 и 9-летних девочек. Шестидесяти девочкам были показаны две куклы, одна из которых была одета в обтягивающую, открытую и сексуальную одежду, на второй была также модная одежда, но она закрывала все ее прелести.
Используя различные наборы кукол для каждого вопроса, эксперты затем попросили каждую девочку выбрать куклу, которая: выглядит, как она сама; выглядит так, как она хотела бы выглядеть; выглядит так, как выглядит самая популярная девочка в школе, с которой участница хотела бы дружить.
В большинстве случаев "сексуальная" кукла выбиралась чаще. Результаты были впечатляющими: 68 процентов девочек отметили, что сексуальная кукла – это именно тот образ, который они примеряют на себя и то, как они бы хотели выглядеть; 72 процента сказали, что сексуальная кукла и девочки на нее похожие более привлекательны в школе.
"Вполне возможно, что девочки хотят выглядеть как сексуальная кукла, потому что они полагают, что сексуальность ведет к повышению популярности, которая сопровождается большим количеством социальных преимуществ", - пояснил ведущий специалист исследования Кристи Старр (Christy Starr), которая была удивлена, что такое огромное количество 6 – 7-летних девочек выбрали сексуальную куклу в качестве идеальной себя.
Другие исследования показали, что сексуальность повышает популярность среди девочек, но не среди мальчиков. "Несмотря на то, что желание быть популярным не свойственно только женщинам, давление, что быть сексуальной значит быть популярной среди них распространено в значительной степени".
Важные факторы
Старр и ее коллега также рассматривали факторы, которые влияли на ответы девочек. Большинство девочек, принявших участие в опросе, являются ученицами обычных государственных школ, но некоторая часть маленьких школьниц была набрана из студии танца. В итоге девочки из школы танцев гораздо реже выбирали сексуальную куклу при ответе на все вопросы в отличие от своих сверстниц, не занимавшихся танцами. Старр подчеркнула, что занятие танцами и другими видами спорта связано с получением большего удовлетворения от своего тела у девочек и женщин.
Вполне возможно, что девочки, занимающиеся танцами, больше осознают достоинства своего тела, понимая, что их тела могут быть использованы не только для удовлетворения сексуальных потребностей, а следовательно, у таких девочек ниже уровень самостоятельной сексуализации. Исследователи, однако, подчеркивают, что по данным предыдущих экспериментов, девочки, занятые "эстетическими" видами спорта, к которым относятся и танцы, в большей степени озабочены своим весом, чем другие.
СМИ сами по себе не влияют на то, что девочки предпочитают более сексуальных кукол. Однако, девочки, которые много смотрят телевизор, фильмы, а также матери которых "замечены" в тенденции к самостоятельной объективизации (то есть они регулярно чрезмерно беспокоятся о своей одежде и своем внешнем виде) в исследовании чаще выбирали сексуальную куклу.
Авторы предполагают, что средства массовой информации или мамы, которые сексуализируют женщин, могут предрасполагать девочек к объективизации себя, а затем другие факторы усиливают эффект. С другой стороны, матери, которые отметили, что используют телевидение и кино в качестве обучающих моментов как нельзя себя вести гораздо реже имеют дочерей, которые выбирают сексуальных кукол.
Сила материнского влияния во время получения новой информации может объяснить, почему каждый дополнительный час просмотра ТВ фактически снижает на 7 процентов шансы того, что девочка выберет сексуальную куклу. "Наряду с тем, что материнская "инструкция" при просмотре ТВ служит защитным фактором от сексуализации, вполне возможно, что частое использование СМИ в подобных целях пойдет только на пользу".
Религиозные убеждения матери также являются важным фактором, влияющим на то, как девочки видят себя. Девочки, которые потребляют большое количество информации, но матери которых религиозны, защищены от похотливого восприятия себя, потому что такие мамы формируют у своих дочерей отличное чувство собственного достоинства и ценность таких качеств, как скромность.
Тем не менее, девочки, которые не потребляли большое количество информации, но у которых были религиозные матери, гораздо чаще хотели выглядеть как сексуальная кукла. Эта картина отражает ситуацию, когда "запретный плод сладок" или же реактивное сопротивление, в результате которого девочки, которым чрезмерно религиозные родители запрещают смотреть телевизор, начинают идеализировать все запреты.
Другая возможность состоит в том, что матери девочек, которые отображают сексуальное самовосприятие и поведение, отмечают, что ограничивают количество времени, проводимого за просмотром телевизора. Несмотря на это, авторы подчеркивают, что низкий уровень потребления СМИ не является лекарством от ранней самостоятельной сексуализации у девочек.
Что может сделать мама
Вышедшие не так давно книги "Эффект Лолиты" и "Так скоро, настолько сексуально" высказали опасения о сексуальном восприятии себя маленькими девочками, а исследование Старр было первым, которое привело эмпирические данные этой тенденции. В 2007 году американская психологическая ассоциация забила тревогу, написав доклад о сексуализации девочек.
В докладе были зафиксированы последствия собственной объективации и сексуализации, выявленные у европейских и американских девушек, в основном студенческого возраста, причем выражалось это как в неумении сосредотачиваться при выполнении умственных задач и расстройствах пищевого поведения, так и в пренебрежении методами контрацепции и меньшему стремлению к реализации себя в естественных науках. Старр и ее коллеги отмечают, что не ожидали получить подобные результаты среди девочек такого раннего возраста.
Более того, авторы исследования подчеркивают, что даже в СМИ женщины чаще, чем мужчины изображаются в сексуальной манере и объективируются. Таким образом, подобные модели женственности предстают перед девочками и молодыми девушками, которым они и начинают подражать. Причем, речь идет и о рекламе, и о куклах, и об одежде, и о телевизионных программах. Родители, учителя и сверстники также играют немаловажную роль в сексуальном тождестве девочек.
Старр подчеркивает, что родители могут сделать очень многое, чтобы защитить девочек от похотливой культуры. "Матери – это ключевые фигуры, которые влияют на то, как их дочери будут воспринимать себя, они главные, кто передает своему ребенку его предназначение, безусловно, речь идет о недемонстрации объективированного сексуального поведения", - говорит Старр.
Старр анализировала влияние матери только потому, что существует огромное количество доказательств того, что девочки ведут себя также, как их матери, но она также считает, что и отцы могут оказывать влияние на то, какими девочки себя видят. Впоследствии она планирует заняться исследованием и этого вопроса, а также изучить то, как отцы влияют на формирование личности мальчиков в ключе сексуализации.