Исследователи обнаружили, что видео игра Тетрис способствует подавлению воспоминаний о травматических событиях, что другим играм не под силу.
Подобный эффект возможен, вероятно, от видения того, как фигуры в игре "приравниваются" к картинкам в памяти, соответствующим травматическим эпизодам.
Тетрис – это одна из самых популярных видеоигр всех времен, которая представляет собой перемещение и вращение деталей различной формы с целью создания в нижней части поля горизонтальных блоков без пробелов.
Читайте также: 13 необычных видеоигр, которые можно пройти меньше, чем за 1 день
В предыдущей своей работе ученые Оксфордского университета обнаружили, что эта игра у здоровых добровольцев снижает количество воспоминаний о травматических событиях.
Надежда данного исследования заключается в практически полном сокращении болезненных воспоминаний, связанных с посттравматическим стрессовым расстройством.
Тетрис классический
Тетрис терапия
Чтобы убедиться, что подобного эффекта можно достичь только при игре в Тетрис, исследователи сравнили тетрис с другой игрой под названием Pub Quiz Machine 2008, которая представляет собой словесную викторину.
Сначала эксперты показывали участникам фильм с образами травм и смерти, а именно: дорожно-транспортные происшествия с фатальным концом и сцены проведения хирургического вмешательства в организм человека.
Затем, в первом эксперименте, который проводился спустя полчаса после просмотра фильма, 20 добровольцев играли в тетрис, 20 – во вторую игру, а 20 ничего не делали.
Далее, в течение недели все участники вели специальные дневники, в которых записывали все свои воспоминания о фильме, которые приходили к ним в этот период времени.
В результате, специалисты обнаружили, что те, кто играл в тетрис, значительно реже упоминали в своих записях о фильме, по сравнению с теми, кто играл в Pub Quiz Machine: они упоминали слишком часто о тревожном фильме.
Во втором эксперименте, который был аналогичным с разницей лишь в том, что проводился не через пол часа, а через четыре часа после просмотра фильма, результаты были похожими.
"Результаты показали, что тетрис доказывает свою эффективность даже спустя четыре часа после просмотра напряженного фильма", - говорит исследователь Эмили Холмс (Emily Holmes), клинический психолог оксфордского университета.
Игра тетрис: в чем же ее эффективность?
"Игра в тетрис может значительно снизить подобные воспоминания, не уничтожая, при этом, возможность человека осмысливать само событие, но, как нам удалось доказать, далеко не все компьютерные игры приводят в таким результатам, с помощью некоторых удается даже иногда достичь противоположных результатов, так как они оказывают отрицательное воздействие на способность людей справляться с травматическими воспоминаниями".
Чтобы объяснить эти необычные результаты за основу были взяты два отдельных канала мыслительного процесса.
Одним из них является сенсорный канал – это наше представление о мире через зрение, слух, обоняние, вкус и осязание, другой – это концептуальный канал, ответственный в объединение сенсорных деталей для представления общей картины.
Эти каналы, как правило, работают в гармонии друг с другом, к примеру, мы видим и слышим, как говорит человек, и быстро понимаем, о чем он говорит.
Однако, после трагических событий, сенсорный канал часто перекрывает концептуальный. Таким образом, мы с меньшей вероятностью, вспомним дорожно-транспортное происшествие в деталях, скорее мы будем помнить вспышку фар и шум аварии.
Эти сенсорные детали часто возвращаются в виде вспышек к человеку, принося ему серьезные проблемы.
Предыдущие исследования предположили, что если в течение максимум 6 часов после травмы вмешаться в мозг человек, можно регулировать то, каким именно образом воспоминания формируются у нас.
Используя это окно, при помощи тетриса можно "заполнить" психические каналы другим контекстом.
Просто тетрис: положительный эффект очевиден
Таким образом, команда ученых Оксфордского университета сосредоточилась на изучении игры в тетрис, которая требует наличие визуального внимания и зрительной памяти.
В итоге, они пришли к выводу, что игра в тетрис в течение максимум 6 часов после стрессового события, нормализует работу концептуальных каналов.
В свою очередь, Pub Quiz Machine пивпи, наоборот, усиливает работу сенсорных каналов, подавляя, при этом, концептуальные.
"Эти лабораторные эксперименты помогают нам понять, как формируются нежелательные воспоминания, а также изучить фундаментальный аспект человеческой памяти.
Помимо прочего, это способствует разработке новых путей профилактического лечения после травмы", - отметила Холмс.