События
Эта история началась с юношеского идеализма, а закончилась горькими сожалениями. Энтони Блант – английский джентльмен, советник королевы Елизаветы II и советский шпион – принял решение выдать британские секреты Кремлю. Он считал этот поступок самой главной ошибкой в своей жизни. Блант написал своё раскаяние в 30000 слов незадолго до своей смерти в 1983 году. В 1984 году это раскаяние было передано одной из британских библиотек с условием не оглашать содержание документа в течение 25 лет.
Блант стал печально известным четвертым человеком среди британцев высшего класса, которые были шпионами Советского Союза. Он, Гэй Бёрджесс, Ким Филби и Дональд МакКлин были студентами Кембриджского университета в 1930-х годах, и, привлечённые оппозицией, которая опасалась распространения фашизма по всей Европе, были вовлечены в шпионаж.
Документ раскрывает некоторые новые детали относительно шпионской деятельности Бланта, он рассказывает, как он был завербован в Кембридже харизматичным Берджессом. Блант отметил, что он подумывал вступить в Коммунистическую партию, как и многие из его университетских коллег, но Бёрджисс, который к тому времени уже был завербован СССР, сумел отговорить его. В то время, Берджисс "ушёл в подполье" и искал работу в Британском правительстве.
Блант писал, что Гэй, который был необычайно настойчивым и убедительным человеком, смог доказать ему, что, поддерживая стремления Берджисса, Энтони сделает только лучше и для себя, и для страны. "Атмосфера в Кембридже была настолько напряжённой, а энтузиазм по поводу антифашистской деятельности достиг такого пика, что я сделал самую большую ошибку своей жизни ", - добавил Энтони.
Во время второй мировой войны, Блант работал на британскую разведку MI 5, и одновременно передавал секретные документы советским властям. Опубликованные воспоминания Бланта содержат мало деталей относительно того, во что именно был вовлечён Энтони, а также совсем не содержат информации относительно того, с кем он контактировал в СССР.
После войны Блант пытался завершить свою шпионскую карьеру, продолжив свою карьеру в качестве историка по искусству и став топографом королевской коллекции картин. Он работал рядом с королём Георгом IV и его дочерью королевой Елизаветой II. Он писал, что позже разочаровался как в марксизме, так и в России, и единственным его желанием было забыть о своих русских друзьях и вернуться и к своей привычной академической деятельности.
"Это было очень сложно не вспоминать о моей шпионской деятельности, так как этим продолжали заниматься Гэй, Дональд и Ким", - писал Энтони. Берджисс и МакКлин, оба британские дипломаты, бежали в Москву в 1951 году, после того, как Филби отошёл от шпионской деятельности, сказав, что МакКлина вот-вот раскроют. Бланту также русское контактное лицо посоветовало переселиться в Москву, но на свой страх и риск он решил остаться в своей стране, так уже тогда подумывал о том, чтобы завязать с подобно рода деятельностью.
Блант и Филби в то время оба были под подозрением. Блант писал, что он смог использовать свои связи в MI 5 для того, чтобы попасть в квартиру Берджисса и забрать документы, связывающие его и Филби со шпионажем.
Филби продолжал работать на британскую разведывательную службу MI 6 до тех пор, пока в 1963 не бежал в Москву. Некоторое время спустя Блант был разоблачён Майклом Стрейтом, американцем, который помог рекрутировать его 30 лет назад. Блант во всём признался, но в обмен на информацию смог избежать национального позора и остался работать арт – советником королевы.
Блант полагал, что эта история никогда не получит огласки. Однако, в 1979 году премьер-министр Маргарет Тетчер публично назвала его советским шпионом и лишила рыцарского титула.