События
Родители очень часто удивляются, когда их дети-отличники вдруг перестают интересоваться учебой, меняют свои жизненные приоритеты, и реже появляются дома, стараясь проводить как можно больше времени с друзьями. Они не понимают, что в этом виноваты сами.Согласно недавнему исследованию, родители, которые буквально надрываются на работе, могут отрицательно повлиять на успеваемость своих детей в школе. Мамы и папы, "перегорающие" на рабочем месте, переносят чувство разочарования и на домочадцев. В результате их дети теряют интерес к учебе, начинают переживать, что отстают от своих одноклассников, относятся к школе и образованию цинично, у них даже проявляются признаки истощения, сопровождающего "перегорание".
Исследователи из Финской академии опросили более 500 подростков с целью выяснить, чувствовали ли они себя "перегоревшими" на учебе. Симптомы были следующими: усталость, ощущение своей несостоятельности как учеников, циничное отношение к учебе.
Когда их родителям задали те же самые вопросы, выявилась следующая закономерность: в семьях, где родители были физически и эмоционально измотаны, у детей проявлялись те же признаки в школьной жизни. Более того, устающие на работе отцы влияли на своих сыновей, которые "перегорали" в школе, а у измотанных матерей дочери находились в таком же состоянии. "Оказывается, родитель служит моделью для развития чувства "перегорания" у детей, одного с ним пола," - говорит исследователь Катарина Салмела-Аро.
Но это еще не все. Авторы исследования также утверждают, что мировой кризис ухудшает данную ситуацию. Финансовое положение семьи также влияет на ее моральное состояние. "Чем больше финансовых проблем в семье, тем выше уровень "перегорания". Этот факт показывает потенциальное влияние кризиса на благополучие семьи", – говорит профессор.
Не согласны со своими финскими коллегами британские ученые, которые считают, что дети страдают от недостатка внимания со стороны родителей, вечно занятых на работе.
"В Британии самая длинная рабочая неделя в Европе. Люди работают по 45-55 часов. Домой они возвращаются уставшими и измотанными: у них нет сил поговорить с детьми или просто послушать их", –говорит Кери Купер, профессор психологии. "Именно это может влиять на здоровье детей и их успеваемость", – добавляет он.
По-своему правы и финские, и британские ученые. На детей влияет множество факторов, некоторые больше, другие меньше, но их совокупность приводит к такому результату.