После ссоры и перед прощением обычно следуют попытки примирения, а значит, люди пытаются извиниться. Но сказать слово "Прости!" для некоторых людей оказывается проще, чем для других. Новые исследования показывают, что особенности характера некоторых людей объясняют, почему некоторым легче признать свою вину и извиниться.
Читайте также: 20 ситуаций, в которых даже самые вежливые люди не приносят извинения
Психолог Эндрю Наувелл (Andrew Howell) и его коллеги из Университета Гранд Макэван в городе Эдмонтон провели опрос, который помог выяснить, как часто люди готовы попросить прощения. Исследователи попросили участников указать, согласны ли они с некоторыми утверждениями, например: "Мой гнев не дает мне попросить прощения" или "Если я думаю, что никто не знает о том, что я сделал, мне не нужно извиняться ". Затем ученые использовали полученные ответы для того, чтобы выявить "склонность человека просить прощения", а также сравнили эти данные с различными чертами характера, которые были замечены у участников.
В начале исследований Наувелл был уверен, что люди, которые склонны к состраданию и часто готовы со всем соглашаться, чаще будут просить прощения. Исследования подтвердили эти предположения, а также выявили несколько необычных особенностей.
Например, люди с низкой самооценкой реже предпочитают извиняться, даже если они после конфликтов чувствуют себя плохо. В отличие от людей, которые чувствуют свою вину после определенных действий и жалеют человека, которого обидели, индивидуумы, которым стыдно, чаще будут жалеть себя самих.
И наоборот, люди, которые уверены в себе, способны на признание неправильности своих поступков и просят прощения чаще, показали исследования. Уровень уверенности в себе в данном случае играет важную роль. Исследования также показали, что люди, страдающие нарциссизмом – то есть, по словам Наувелла, "очень эгоистичные, с высоким мнением о себе", очень неохотно просят прощения.
Больше всего ученых удивило то, что сильное чувство справедливости негативно сказывается на готовности просить прощения, возможно, потому что раскаяние и философия "око за око, зуб за зуб" – несовместимы. Примирение помогает исчерпать конфликт, однако оно не всегда помогает расплатиться с долгами.