Иисус, согласно Новому Завету, скорее всего, был распят в пятницу, 3 апреля 33 года. Последнее исследование, опубликованное в журнале "Международный геологический обзор", было ориентировано на изучение сейсмической активности в районе Мертвого моря, который расположен в 13 километрах от Иерусалима. В Евангелие от Матфея, в 27 главе, упоминается, что землетрясение совпало с распятием: "И когда Иисус опять закричал громким голосом, он испустил дух. В этот момент завеса в храме разорвалась надвое сверху донизу. Земля тряслась, скалы грохотали, и гробницы открылись".
Для анализа сейсмической активности в регионе, геолог Джефферсон Уильямс (Jefferson Williams) и его коллега Маркус Шваб (Markus Schwab) исследовали три центра сейсмической активности, прилегающие к Мертвому морю. Таким образом, исследовав годовые отложения в этих местах, они пришли к выводу, что, по крайней мере, в тот период произошли два крупных землетрясения: первое в 31 году до нашей эры, а второе случилось в промежутке между 26 и 36 годами нашей эры.
"Второе случилось тогда, когда Понтий Пилат был прокуратором Иудеи", - говорит Уильямс. "День и дата распятия (страстная пятница) известна с высокой степенью точности, однако, насчет года все еще возникают сомнения", - продолжает он. С точки зрения текстовых подсказок на дату распятия, Уильямс цитирует авторов Колина Хамфриса (Colin Humphreys) и Грэма Уоддингтона (Graeme Waddington), работа которых на данную тематику была опубликована в Nature. Он кратко характеризует их работу следующим образом:
-- Все четыре Евангелия и Тацит в летописи (XV, 44) согласны, что распятие произошло в период, когда Понтий Пилат был прокуратором Иудеи в 26-36 годах.
-- Все четыре Евангелия говорят о том, что распятие произошло в пятницу.
-- Все четыре Евангелия согласны, что Иисус умер за несколько часов до начала еврейской субботы (вечером в пятницу).
-- Синоптические Евангелии (от Матфея, Марка и Луки) говорят о том, что Иисус умер до наступления ночи на 14 день нисана, прямо перед началом пасхальной трапезы.
Если брать во внимание данные еврейского календаря и астрономические расчеты, под дату распятия подходят несколько дат, однако, пятница 3 апреля 33 года является наиболее подходящим вариантом, согласно исследователям. Анализируя одно землетрясение, Уильямс и его команда признают, что сейсмическая активность, связанная с распятием, может относиться к землетрясению, которое произошло в период до или сразу после самого процесса распятия, однако, оно не было настолько сильным и энергичным, как описывается в Библии.
"Если это правда, то это говорит о том, что землетрясение, о котором говорилось в Евангелие от Матфея является одним из видов аллегории", - пишут исследователи. Уильямс изучает еще одно естественное событие, связанное с распятием, - это темнота. Три из четырех канонических Евангелий говорят о том, что после распятия, начиная от полудня и примерно до 3 часов дня, была темнота. Уильямс полагает, что это могло быть вызвано бурей. В настоящее время Уильямс занимается исследованием того, совпала ли песчаная буря с началом первого землетрясения в Иерусалиме.